§ 9–10. Святость как основа православной культуры

В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровение нашего собственного духовного пути. <…> Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счёте, определяется его религией, то в русской святости найдём ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секулярной русской культуры.

Г. П. Федотов

1. Святость в православной культуре

В 1905 г. замечательный русский живописец Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) закончил работать над картиной «Святая Русь». Другое её название — «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз успокою вы». Эти слова Христа из Евангелия являются сюжетом картины.

Святая Русь. Художник М.В. Нестеров. 1905 г.

В центре композиции — Христос. Слева от Него на заднем плане святой великомученик Георгий Победоносец, затем святой преподобный Сергий Радонежский в монашеском одеянии и святитель Николай Мирликийский Чудотворец в святительском (епископском) одеянии.

Богомольцы, пришедшие ко Христу, люди самые разные: дворяне и крестьяне, старцы и дети, девушки, монахи — вся святая Русь, певцом которой называют М. В. Нестерова.

В стихотворении «Святая Русь», посвящённом памяти художника, русский поэт Сергей Бехтеев (1879–1954) в образной форме определил смысл данной картины и всего творчества М. В. Нестерова.

По топким берегам неведомых болот,
Непроходимыми, дремучими лесами
Она согбенная в смирении идёт,
Влекомая к святыням чудесами.

В её руках обветренных костыль,
Котомка рваная за тощими плечами,
На ветхих лаптях вековая пыль,
Навеянная долгими путями.

Не страшен ей ни беспощадный зной,
Ни вихрь, ни дождь, ни зимние морозы,
Ни лютый голод с немощью больной,
Рождающий сомнения и слёзы.

На то она Святая наша Русь,
Могучая смиренными мольбами,
И этой Русью в муках я горжусь
И к ней стремлюсь сыновними мечтами.

Святость в православном понимании имеет два значения: 1) одно из существенных Божественных свойств и 2) высокая степень духовной причастности, близости к Богу.

Понятие святости является одним из основных понятий православной и русской национальной культуры. Святость — это ключ к пониманию русской истории и культуры. Это наше родовое наследие.

1. Дайте определение слову «святость». Составьте 2–3 предложения, раскрывающих смысл феномена святости в указанных двух значениях слова.

2. Подготовьте устный рассказ о картине М. В. Нестерова «Святая Русь» по следующему плану:

  1. Композиция картины: кто находится в центре композиции, как другие фигуры расположены по отношению к центральной фигуре, что изображено на заднем плане картины. Ради чего написана картина, в чём её главная идея?
  2. Какие эмоции хотел передать художник?
  3. Какие чувства вызывает у вас эта картина? О чём заставляет задуматься?

3. Раскройте сущность образа Святой Руси на основании картины М. В. Нестерова и стихотворения С. Бехтеева.

2. Лики святости

По характеру христианских подвигов святых в Церкви при канонизации, то есть при причислении их Церковью к лику святых, разделяют на лики святости. Слово «канонизация» означает определение, узаконивание. Когда говорят о канонизации, употребляют выражение «прославление святого».

Пророки — святые, упомянутые в Библии, возвещавшие народу волю Бога и проповедовавшие на территории древнего Израиля. Почитают 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя, который является последним святым, почитаемым в данном лике святости.

Ученики Иисуса Христа называются апостолами. Различают 12 ближайших апостолов Иисуса Христа и апостолов от семидесяти (Собор семидесяти апостолов). Равноапостольными именуются святые, прославившиеся проповедью Евангелия и обращением в христианство целых стран, народов.

Люди, принявшие насильственную смерть за веру в Иисуса Христа, верность Богу и Церкви, составляют многочисленный лик мучеников. В славянском наименовании этого чина святости слышится «мучение» и делается акцент на страданиях святого. Но изначальное, греческое наименование этого чина святости означало «свидетель». Мученик свидетельствует перед миром о Христе, даже тогда, когда за это ему угрожает мучительная смерть. Мучеников за веру, перенёсших особо тяжкие и продолжительные мучения, называют великомучениками. Мучеников за веру из числа священнослужителей именуют священномучениками, а тех из них, которые были монахами, — преподобномучениками. Особо выделяют людей, пострадавших в годы атеистических гонений на веру в советский период в XX в. Их прославляют как новомучеников и исповедников.

В истории Церкви были случаи, когда люди открыто исповедовали христианскую веру во время гонений на христиан, но после перенесённых мучений оставались в живых — они составляют лик исповедников.

Среди святых, принявших мученическую кончину, выделяют также страстотерпцев. Почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, исполнение ими нравственных заповедей Иисуса Христа.

Святители — архиереи (епископы), прославившиеся праведной жизнью и пастырской деятельностью.

Преподобные — монашествующие, почитаемые за подвижническую жизнь. Среди них особо выделяются столпники — святые подвижники, подвизавшиеся на столпе (башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних). Стоя на столпе, они непрестанно долгое время молились Богу.

Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства, имущества ради веры в Бога, исполнения заповедей Иисуса Христа, называются бессребрениками. Часто к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд.

Особый лик святых составляют юродивые — добровольно принявшие на себя образ безумных. Для таких лиц характерен аскетический образ жизни, обличение (в том числе публичное) людских пороков. На Руси юродивых, принимавших вид безумных для отказа от всех земных благ, именовали блаженными. Также это было устоявшееся именование некоторых святых, не юродивых (блаженный Иероним Стридонский, Августин Блаженный, блаженная Матрона Московская).

Праведные — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монашествующие), почитаемые за праведную жизнь.

Благоверные — монархи и удельные князья, прославившиеся своей благочестивой жизнью, делами по укреплению Церкви и христианской веры, распространению и развитию православной культуры.

Святых, прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитвы к ним, называются чудотворцами.

Герой и святой. Как соотносятся эти понятия? В сжатом виде это соотношение можно представить в виде следующей таблицы.

Основные
характеристики
ГероиСвятые
Тип подвига Земной подвиг Духовный подвиг
Кто прославляет Народ, общество, государство Церковь
Кто прославляется Воины и военачальники, люди, совершившие выдающиеся поступки, проявившие самопожертвование, достигшие особых результатов в труде, профессии, выдающиеся деятели культуры и др. Православные христиане разного возраста, занятий, положения в Церкви и в обществе, достигшие святости
Основания
для прославления
Особые высокие заслуги, выдающиеся поступки и достижения человека в различных сферах деятельности Вера и благочестие

1. Какие качества и достижения людей прославляет общество и государство, когда чествует своих героев? Какие качества и достижения людей прославляет Церковь в своих святых?

2. Среди славных воинов земли Русской немало таких, в которых высокий ратный дух, подвиги на поле брани сочетались с молитвенным усердием, подвигами во славу Божию. И Церковь почитает их в лике святых. Имена каких святых воинов вы знаете?

В языке православной культуры часто встречаются слова с корнем -благ-.

В «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой приводится 165 слов с корнем -благ-. Академик Д. С. Лихачев насчитал 247 слов с этим корнем (включая и старославянский язык). В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля — 324. Подавляющее количество слов с корнем -благ- — сложные, то есть имеющие два и более корней: благодать, благодатный, благожелательный, благодарить, благодарный, благодарность.

В толковых словарях современного русского языка указывается на следующие значения слова «благо».

  1. Добро. Стремление к общему благу.
  2. То, что дает достаток, удовлетворяет потребности. Употребляется обычно в форме мн.ч. Материальные блага. Земные блага.

Из современного русского языка исчезло основное значение данного слова. Благо (Благой) – это одно из имен Бога. Источником высшего блага является только Сам Бог. Это значение сохраняется в церковнославянском языке и в языке православной культуры:

Благовещение — весть от Бога, переданная Марии архангелом Гавриилом, о грядущем рождении от неё Спасителя — Иисуса Христа; благоверные — верные Богу; благодать — данное Богом, добро, помощь, исходящие от Бога; благочестие — истинное почитание Бога, исполнение всех его заповедей и др.

Одним из основных слов, определяющих смысл православной культуры, является слово «благоговение».

Современные толковые словари отмечают 2 его значения: 1) религиозный трепет, возникающий перед святыней — смотреть на икону с благоговением, молиться с благоговением, входить в храм с благоговением; 2) глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо — относиться к родителям с благоговением, держать в руках любимую книгу с благоговением.

Обратимся к первому значению данного слова. Это значение отличается большой глубиной и высокой сакральностью, то есть имеющей отношение к божественному, неземному, небесному. Попытаемся приблизиться к пониманию этого значения.

Каково происхождение слова благоговение? Это существительное образовано от основы старославянского глагола благоговеть, который состоит из двух частей: благо и говеть.

Благо – одно из имен Бога.

Говеть – это старославянский глагол, который означает «поститься к исповеди, причастию», то есть угождать с помощью поста.

Таким образом, «благоговеть» – угождать Богу, трепетать перед Ним.

С чем связано чувство священного трепета перед Богом? Оно связано с осознанием Его величия, с безграничным доверием к Нему. Это чувство тесно связано со страхом Божьим — чувством Божественного величия, Божественной красоты, стремлением не обидеть и не оскорбить своего Создателя. Известный русский мыслитель И. А. Ильин определяет благоговение как страх Божий, преодоленный и преображенный любовью.

С чувством благоговения создается и воспроизводится духовная музыка и духовное пение; с чувством благоговения пишутся иконы; с чувством благоговения православные верующие читают Священное Писание, молятся, постятся, исповедуются, причащаются; с чувством благоговения они стараются понять духовное содержание памятников православной культуры.

1. Сколько христианских святых вы можете назвать?

2. Приведите примеры святых ко всем ликам святости. Воспользуйтесь учебником и другими источниками информации.

3. Определите, к какой из трёх групп — «святые», «монастырь», «монахи» — относится каждое из перечисленных слов: подвижник, прославление, мученики, святители, постриг, инок, братия, игумен, праведные, преподобные, лавра, обитель, благоверные, святые мощи, равноапостольные.
Ответ запишите в тетради в виде таблицы.

СвятыеМонастырьМонахи
     

4. Расскажите о значении слова «Благо» в православной культуре.

3. Жития святых

Известный русский историк В. О. Ключевский утверждал: «Я знаю до 250 агиографических произведений более чем о 170 древнерусских святых». Агиография — изучение, описание житий (жизни) святых. Агиографические произведения — жития святых.

Житие — жанр христианской литературы, в которой описываются жизнь и деяния святого. Житие, как правило, создаётся после канонизации святого. Жития святых обладают большой воспитательной силой. В них с давних времён люди находили пример для подражания.

Источник: Бюджетное учреждение культуры Вологодской области «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»  https://vologdamuseum.ru
Димитрий Ростовский. Жития святых на июнь — август.
Москва, Синодальная типография, 1764 год.

Че́тьи-Мине́и — сборники житий святых. «Четьи» — предназначенные для чтения, «минея» — помесячные сборники. В этих сборниках жития святых излагаются в календарном порядке по месяцам и дням каждого месяца. Наибольшую известность получили Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского (1651–1709) — епископа Русской Православной Церкви, духовного писателя, агиографа (автора житий святых), проповедника и педагога. Они выдержали множество изданий, были излюбленным чтением наших предков и ныне являются любимым чтением православных христиан.

Прочитайте внимательно высказывания известных людей о святых и житиях святых и ответьте на вопросы.

1. «Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых… чтобы, узнав, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, мы не ленились подвизаться в ней».

Святитель Иоанн Златоуст

2. «В народной памяти они образовали сонм новых сильных людей, заслонивший собой богатырей, в которых языческая Русь воплотила своё представление о сильном человеке».

В. О. Ключевский

3. «Четья-Минея святителя Димитрия представляет собой неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Эта книга вечно живая, бессмертная».

А. С. Пушкин

4. «По всей земле русской… распространён дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются. <… > Я сам в детстве слышал такие рассказы. <…> Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали. <…> В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное. Даже худые, дрянные люди получали нередко странное, неудержимое желание идти странствовать, очиститься трудом, подвигом…»

Ф. М. Достоевский

1. С кем сравнивает В. О. Ключевский святых?

2. В каких высказываниях подчёркивается, что святые всегда были идеалом, примером для исправления, подражания?

3. Почему А. С. Пушкин называет жития святых вечно живой, бессмертной книгой?

Жития каких святых вам известны?

1. Приведите аргументы к тезису «Обращение к теме святости актуально и в наши дни».

2. Дайте сравнительную характеристику героев и святых.

3. Найдите и прочитайте цитаты великих людей о Библии.

4. Перечислите лики святости. На каком основании они выделяются? В чём заключается разница между мучениками и страстотерпцами?

5. Прокомментируйте эпиграф данного параграфа. Как вы понимаете утверждение Г. П. Федотова, что в русских святых «мы ищем откровение нашего собственного духовного пути»? Объясните смысл метафоры «у их огня вся Русь зажигала свои лампадки».