§ 7–8. Православная Церковь на Смоленщине в XX — начале XXI в.

Полная история Русской Православной Церкви ХХ века ещё не написана. Мы только приближаемся к её написанию, собираем материалы, обобщаем, пытаемся изучить, осмыслить.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

1. Православная церковь на Смоленщине в 1917–1925 гг.

С разрушением Российской империи и приходом в 1917 г. к власти в России большевиков по всей стране, в том числе на Смоленщине, началась беспощадная борьба против Церкви. Закрывались храмы, Духовная семинария, училища, церковно-приходские школы; ликвидировались православные братства; реформировались епархиальная библиотека и церковно-археологический комитет. Пострадал епархиальный музей: часть его экспонатов была разворована, часть отправлена в губернский музей. Перестали выходить «Смоленские епархиальные ведомости». Проводились аресты (епископа Орловского и Севского Макария (Гневушева) с группой священнослужителей, монахинь и мирян) и убийства священнослужителей. Семьи священнослужителей также подвергались гонениям — лишались гражданских прав.

«Допрос в комитете бедноты». И. А. Владимиров

Пиком антицерковных репрессий явился 1922 г., когда под предлогом помощи голодающему Поволжью властями было организовано изъятие церковных ценностей (золотых и серебряных богослужебных предметов, украшений икон и т. п.). Фактически это было ограбление всех православных храмов. Так, 28 марта 1922 г. вооружённый отряд изъял ценности из Успенского кафедрального собора. В августе 1922 г. состоялся суд над 45 известными священнослужителями Смоленской епархии: епископом Смоленским Филиппом, настоятелем Успенского собора протоиереем Дмитрием Ширяевым, искусствоведом и ректором Московского археологического института А. Успенским, бывшим редактором «Смоленских епархиальных ведомостей» и церковным историком Н. Н. Редковым и др. Этот процесс получил громкое название «Процесс Смоленских церковников». Всех их обвинили в организации сопротивления изъятию церковных ценностей, антисоветской пропаганде и агитации. По решению суда несколько человек было оправдано, четверых обвиняемых приговорили к расстрелу, остальных — к различным тюремным срокам.

В 1920-х гг. советская власть пыталась расколоть Русскую Православную Церковь. Существовали так называемые «обновленцы», пошедшие на сговор с властями и участвовавшие в гонениях на христиан, остававшихся верными патриарху Тихону, законному управлению в Русской Православной Церкви.

1. Каким было отношение советской власти к православным христианам, Русской Православной Церкви в 1917–1925 гг.?

2. Расскажите о компании советской власти по изъятию церковных ценностей в 1922 г.

2. Православная Церковь на Смоленщине в 1925–1941 гг.

В середине 1920-х — начале 1940-х гг. советская власть продолжила вести борьбу с религией. С создания в 1925 г. Смоленского губернского Союза безбожников с отделениями в уездах развернулась атеистическая пропаганда и активная борьба с религией: стал издаваться антирелигиозный «Бюллетень», регулярно выходила радиопередача «Час безбожника», ежегодно на Рождество и Пасху стали организовываться антирелигиозные демонстрации; в деревнях и сёлах, на заводах и фабриках проводились лекции по атеистической тематике.

В 1929–1931 гг. по всей России прокатилась новая волна закрытия храмов и репрессий против священников. Не миновала эта участь и Смоленщину. Большинство церквей и монастырей закрывались. Их ценности изымались, а здания передавались в пользование музеям, клубам, переоборудовались в жилые помещения. Были уничтожены Александро-Невская, Богородице-Рождественская, Ильинская, Казанская церкви в Смоленске; Благовещенский храм в Рославле; стёрт с лица земли монастырь Ордынская пустынь под Демидовым (до 1918 г. — Поречье). Возобновились массовые репрессии против священнослужителей и верующего населения. В 1929–1930 гг. по сфабрикованному делу «контрреволюционной церковно-монархической организации» было арестовано 134 человека (103 монаха и 9 священников).

Самые массовые репрессии служителей церкви развернулись в 1937 г. Так, в октябре 1937 г. по сфабрикованному делу о «контрреволюционной группе при подпольном монастыре» были приговорены к расстрелу 11 человек, 13 человек получили длительные сроки заключения. Осенью 1937 г. по делу о «контрреволюционной организации церковников по городу Смоленску» 17 человек были приговорены судом к расстрелу и 17 — к 10 годам лагерей. По обвинению в «участии в контрреволюционной организации духовенства и верующих; антисоветской деятельности в виде проведения богослужения и агитации» 3 декабря 1937 г. был расстрелян семидесятилетний епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии Павел (Троицкий).

Результатом гонений стало то, что накануне Великой Отечественной войны в Смоленской области практически не осталось действующих церквей. В 1941 г. на весь город Смоленск оставалась всего одна действующая Тихвинская кладбищенская церковь. Большинство священников были расстреляны, сосланы в лагеря или вынуждены были оставить своё служение. Любые проявления религиозной принадлежности жестоко наказывались. Непрерывно велась массовая атеистическая пропаганда.

1. Каковы были последствия репрессий против православных христиан, Церкви в Смоленской области?

2. Дайте определение понятий «атеизм», «репрессия». Придумайте 2–3 предложения с этими словами, раскрывающих сущность данных явлений.

3. Православная Церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны.

После захвата летом 1941 г. немецкими войсками Смоленщины на её территории был установлен оккупационный режим. Немецкие власти в пропагандистских целях, а также желая привлечь на свою сторону местное население, не препятствовали возрождению церковной жизни. Смоленская область была присоединена немцами к Белоруссии, местная епархия оказалась в зависимости от Минского митрополита. Начали повсеместно восстанавливаться храмы, создаваться новые приходы. Для подготовки священников в Смоленске были открыты пастырские курсы. К 1942 г. в Смоленске было уже пять действующих храмов, в то время как до войны — только один. В середине августа в Успенском соборе состоялись первые богослужения. Как вспоминали участники этих памятных событий, богослужения проходили при огромном стечении народа и в присутствии высоких чинов вермахта.

Вид от Заднепровской набережной на Успенский собор. 1941 год.

Уже осенью 1941 г. отношение немецких оккупационных властей к Русской Православной Церкви изменилось. Это было вызвано озабоченностью тем, что церковное возрождение на захваченных землях ведёт к возрождению национального духа. Участились случаи преследований немецкими солдатами православных священников за помощь партизанам и подпольщикам, грабежей и осквернений храмов.

При отступлении в сентябре 1943 г. немецкие войска разрушили Свято-Троицкий Болдин монастырь и ряд других православных храмов. После освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков начался новый этап в истории местной епархии. К 1945 г. в Смоленской епархии насчитывалось 56 действующих храмов, 46 священников и 7 диаконов.

1. Почему отношение немецких оккупационных властей к Русской Православной Церкви на Смоленщине изменилось? На что рассчитывали фашисты, сначала поддерживая свободу религиозной жизни на захваченной ими территории нашей страны?

2. Какие, на ваш взгляд, первоочередные задачи после освобождения Смоленщины от немецких захватчиков ставились руководством Смоленской епархии?

4. История Смоленской митрополии на рубеже XX — XXI в.

Расцвет церковной жизни на Смоленщине связан с именем митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Он возглавлял Смоленскую кафедру с 1984 по 2009 г. Трудами Его Высокопреосвященства в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено; возрождены Смоленская православная духовная семинария и Смоленское межъепархиальное православное духовное училище; открыты две православные гимназии (одна из них в Рославле — первая православная гимназия, открытая в районном центре); впервые создан православный детский сад.

Празднование 1000-летия Крещения Руси в Смоленске. 1988 г.

После избрания митрополита Кирилла Святейшим Патриархом Московским и всея Руси (31 марта 2009 г.) на территории Калининградской области была образована отдельная епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей Смоленской епархии получил титул «Смоленский и Вяземский».

В марте 2013 г. правящим архиереем Смоленской епархии избран епископ Исидор (Тупикин). В 2015 г. была образована Смоленская митрополия. В 2015 и 2017 гг. из Смоленской епархии были выделены Вяземская и Рославльская епархии соответственно.

Таким образом, на сегодняшний день Смоленская митрополия состоит из трёх епархий: Смоленской, Вяземской и Рославльской и объединяет приходы Русской Православной Церкви, расположенные на территории Смоленской области. Глава Смоленской митрополии — митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

В 2015 г. — в год образования Смоленской митрополии — в Смоленской области было зарегистрировано 167 религиозных организаций Русской Православной Церкви, из них: 156 приходов, 8 монастырей, 2 архиерейских подворья, сестричество милосердия. Среди храмовых зданий — 78 памятников архитектуры федерального значения, 56 — регионального.

В настоящий момент в Смоленской митрополии продолжают действовать учреждения духовного образования: Смоленская Православная Духовная семинария (имеет государственную аккредитацию), Центр подготовки церковных специалистов (имеет государственную аккредитацию), 2 православные гимназии, 5 православных детских садов и Епархиальный приют для девочек.

В современном информационном пространстве работает официальный сайт Смоленской митрополии, официальный канал Смоленской епархии на YouTube. Действует ряд благочиннических, приходских, монастырских сайтов, а также сайты учебных заведений митрополии. Созданы официальные сайты Вяземской епархии, Рославльской епархии. Зарегистрированы официальные страницы епархий в социальных сетях. Работает телестудия Смоленской митрополии «Святой Меркурий».

Дважды в год выходит журнал «Смоленские епархиальные ведомости», ежемесячно — газета «Смоленск православный». Также выходят периодические издания Вяземской епархии.

1. По материалам пункта подготовьте сообщение на тему «Смоленская митрополия в наши дни».

2. Какие новые тенденции в церковной жизни Смоленщины проявились в конце ХХ — начале ХХI в.?

1. Приведите примеры репрессий советской власти против православного населения Смоленщины и священнослужителей Русской Православной Церкви.

2. Составьте развёрнутый план по теме «Памятные даты в истории Смоленской епархии в ХХ — начале XXI в.».

3. Какой вклад в развитие Православия на Смоленщине внёс митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси?

4. Сделайте вывод о состоянии дел в Смоленской епархии в 1917 — начале 2000-х гг.