От вечного креста, что светит на Голгофе,
М. Парамонова
На Запад и Восток нисходит благодать,
Но розни слепота подобна катастрофе –
Прозрение, увы, рискует опоздать!
1. Смоленская епархия в XVI — начале XVII в. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609–1611 гг.
Оживление монастырей и иноческой жизни происходит после вхождения Смоленска в состав Московского государства (1514). Важную роль в этом сыграл один из духовных наследников преподобного Сергия Радонежского преподобный Герасим Болдинский (1490–1554).
Преподобный Герасим основал несколько монастырей: Болдинский (окрестности Дорогобужа) и Иоанно-Предтеченский (Вязьме), Богородице-Рождественский Свирколуцкий, Введенский на реке Жиздре (Калужская земля).
Свидетельством растущего влияния Смоленской епархии стало возведение её в 1588 г. в ранг архиепископии. Смоленские архипастыри принимали активное участие в политической и культурной жизни Смоленщины. Так, в конце XVI — начале XVII в. Смоленская архиепископия принимала участие в строительстве Смоленской крепостной стены.
Строительство Смоленской стены в этот период осуществлялось в рам- ках учреждённых государством «общественных работ». Усилиями порядка шести тысяч человек в 1602 г. строительство было завершено. В 1602 г. царь Борис Годунов даровал Смоленску чудотворный образ Смоленской Богоматери, который разместили в нише Днепровских ворот, а стену освятили.
Неразрывная связь Русской Православной Церкви и государства проявилась и в эпоху Смуты. Когда в 1609 г. на пути польских завоевателей встал Смоленск, одним из руководителей героической обороны города выступил архиепископ Смоленский Сергий. Он вдохновлял и поддерживал защитников города проповедями, организовывал молебны и крестные ходы. Даже раненный в лицо во время очередного штурма крепостной стены Сергий не оставил своего архипастырского служения. Стойко вели себя и рядовые священнослужители Смоленска, разделяя с народом все тяготы длительной осады.
3 июня 1611 г. после почти двухлетней осады силы смолян были серьёзно подорваны, и город был сдан. Руководители обороны и архиепископ Сергий были взяты в плен и отправлены в Польшу. По Деулинскому перемирию (1618) Смоленские земли отошли к Речи Посполитой.
События Смутного времени и польское вторжение на десятилетия приостановили развитие православной культуры: получил существенные повреждения собор Успения Божией Матери, православные церкви превращались в католические костёлы, вместо училищ для подготовки православных священников было создано католическое училище. Вместо ликвидированной православной епископской кафедры в 1626 г. в Смоленске была учреждена униатская (греко-католическая под главенством папы римского) епископия.
Тяжёлые испытания, выпавшие на долю смолян, не смогли поколебать их веру. Православное население Смоленщины сопротивлялось обращению в иную веру. В городах при православных храмах создавались объединения верующих (братства), которые занимались сохранением и защитой Православия, православной культуры. В Смоленске такое братство действовало при церкви Бориса и Глеба, расположенной около Днепровских ворот крепостной стены.
Центром православной культуры на Смоленщине в данный период становится Бизюков Крестовоздвиженский монастырь, основанный боярами Салтыковыми в 1620‑е гг. недалеко от Дорогобужа. В тяжёлые годы польского владычества в обители действовали православная школа и иконописная мастерская. Сюда свозили из окрестных деревень, спасая от ограбления, богослужебные книги и церковную утварь.
Не вся Смоленская земля была под властью Речи Посполитой. Восточные районы Смоленщины подчинялись московскому царю. Пограничным городом стала Вязьма, которая вместе с окрестными землями вошла в состав Крутицкой митрополии. В 1637–1638 гг. в Вязьме построена трёхшатровая церковь Одигитрии монастыря Иоанна Предтечи, начинается строительство Троицкого собора, на деньги купцов ведётся каменное строительство других церквей.
В Вязьме родился и начал своё служение святитель Питирим Тамбовский, который внёс существенный вклад в развитие православной культуры на Смоленщине.
С 1654 по 1655 г. в Вязьме спасалась от свирепствовавшей в Москве чумы царская семья вместе с московским патриархом Никоном.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский
Будущий святитель земли Тамбовской родился 27 февраля 1645 г. в Вязьме в благочестивой семье. Родители дали младенцу имя Прокопий. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделён художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения.
Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. В возрасте 20 лет (1665) он приял монашеский постриг в Вяземском монастыре Иоанна Предтечи с именем Питирим.
За двадцать лет, проведённых в обители, он заслужил авторитет и уважение братии кротостью, благочестием, молитвенными подвигами. В 1670-е гг. он стал игуменом монастыря. Под его руководством обитель достигла расцвета. В 1684 г. его возвели в сан архимандрита, а в 1685 г. патриарх Иоаким рукоположил архимандрита Питирима в епископы Тамбовской епархии.
Тамбовская епархия в те годы представляла собой край, населённый ещё во множестве язычниками, беглыми преступниками и ссыльными, раскольниками. Огромные усилия были приложены святителем Питиримом на ниве проповеди Православной веры в Тамбовской земле. Повсеместно стали возводиться храмы и устраиваться монастыри, налаживалась миссионерская работа среди язычников (мордва, черемисы, мещера) и мусульман.
Владыка был всегда открыт для тех, кто нуждался в его помощи. Он вёл скромный образ жизни, тратил все свои средства на храмы, монастыри, нужды ближних. Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая Мирликийского. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание святитель уделял духовному просвещению. Для этого он устроил для будущих священнослужителей школу и библиотеку. Личный пример, святость жизни и сила благодатного слова святителя Питирима способствовали приобщению людей к Православной Церкви. Питирим написал несколько икон. Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды церковных общин. Преставился (скончался) святитель Питирим 28 июля 1698 г., в день празднования иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия».
- В чём состоит христианский подвиг святителя Питирима?
- Какие качества епископа Питирима как служителя Церкви вы считаете наиболее ценными?
1. Как изменилось положение Смоленска после вхождения его в состав Московского государства?
2. Почему период конца XVI — начала XVII в. историки называют лихолетьем? Каким было отношение смолян к православной вере в польский период?
3. В чём заключалась значимость города Вязьмы для истории Смоленщины в XVII в.?
2. Смоленская епархия во второй половине XVII — начале XVIII в.
Возрождение Православия на Смоленщине началось после того, как в 1654 г. Смоленск был отвоёван московским войском под руководством царя Алексея Михайловича. В 1658 г. вышла царская грамота, согласно которой переосвятили монастыри и церкви. В 1659 г. была восстановлена кафедра православного епископа.
После заключения Андрусовского перемирия (1667) Смоленские земли окончательно вошли в состав России. В это время на территории Смоленщины при поддержке государства начинается монументальное храмовое строительство, что укрепляло Православие, развивало православную культуру в порубежном городе. Благодаря трудам архиепископа Смоленского Симеона (Молюкова) (1675–1699) в Смоленске в 1677 г. началось строительство нового кафедрального собора Успения Божией Матери (закончено в 1772 г.). Среди значимых памятников церковного зодчества Смоленска второй половины XVII в. выделяют колокольню Успенского собора (1667), каменный собор Троицкого монастыря (1670-е гг.), Вознесенский женский монастырь (заложен в 1693 г.). Горожане, выражая своё благочестие, строили и деревянные церкви: церкви Святого Георгия и Святого Дмитрия Солунского, церковь Авраамиева монастыря в Смоленске, церкви в других городах.
В XVIII в. каменное храмовое строительство продолжается. Много новых каменных и деревянных церквей было построено в Смоленске и других уездных городах не только на средства государства, но и купцов, пожертвования горожан. В Смоленске это собор Авраамиева монастыря (1755), Нижне-Никольская церковь (1748) и церковь Георгия (1782), в Вязьме — церковь Святой великомученицы Екатерины.
Не оставляли без внимания Смоленскую епархию и русские самодержцы. Пётр I бывал в Смоленске 11 раз, живо интересовался состоянием церковных дел и финансово поддерживал местные храмы и монастыри. По преданию, его мать, Наталья Кирилловна, в детские годы прошла обучение в школе для девочек при Вознесенском монастыре Смоленска. Екатерина II, посещая Смоленщину, интересовалась нуждами епархии, жертвовала средства на строительство Богоявленского храма на Соборном холме Смоленска, на содержание соборного приюта, а также на помощь убогим, вдовам и сиротам. В 1780 г. к её приезду иеромонахом Иоасафом (Шупинским) было составлено первое в истории Смоленщины «Историческое и географическое описание города Смоленска».
В начале XVIII в. в Смоленске закладываются основы системы православного духовного образования. Так, при архиерейском доме была основана церковная школа, духовные училища в уездных городах. Продолжателем традиций духовного образования на Смоленщине в этот период являлась учреждённая 15 марта 1728 г. Духовная семинария, пользующаяся авторитетом и уважением у жителей региона по сей день.
Примером духовной жизни Смоленщины XVIII в. стала подвижническая жизнь старцев-пустынников. С середины XVIII столетия на юге Смоленской губернии в отдалённых от мирской суеты местах Рославльских лесов селились монахи. К концу XVIII в. здесь сложилась своеобразная пустынь, куда за духовной поддержкой приходили к прославленным старцам многочисленные паломники. Рославльские подвижники внесли вклад в основание духовного центра России — Оптиной пустыни.
1. Как происходило возрождение православной культуры после вхождения Смоленских земель в состав России?
2. Приведите конкретные примеры создания в начале XVIII в. системы духовного образования.
3. Составьте краткий план по теме «Смоленская епархия во второй половине XVII — начале XVIII в.». Сделайте вывод о состоянии дел в Смоленской епархии в этот период.
3. Смоленская епархия в XIX — начале XX в.
Тяжёлые времена для жителей Смоленской земли наступили во время нашествия в 1812 г. на Россию огромной армии во главе с французским императором Наполеоном. Захватчиками были разрушены и разорены храмы Смоленска, Гжатского, Духовщинского, Сычёвского, Рославльского, Вяземского и Юхновского уездов. Многие представители смоленского духовенства пострадали, защищая православные святыни (священник Духовно-Рождественской церкви Смоленска Герасим Измайлов, священник села Стабна Смоленского уезда Герасим Волочков и другие). Активное сопротивление французам оказывали местные жители, которые создавали вооружённые отряды, вдохновляемые местными священниками (священник села Негошева Дорогобужского уезда Фёдор Павлинов, священник села Новоспасское Ельнинского уезда Иоанн Стабровский и другие).
Во время штурма французскими войсками 4–5 августа 1812 г. Смоленска знаменитый церковный писатель и историк священник Никифор Мурзакевич (1769–1834), находясь на крепостных стенах, благословлял солдат и офицеров, исповедовал и причащал раненых, отпевал убитых защитников. Отец Никифор во время оккупации стал главой православного населения, защитником его перед новыми властями. Его заслугой стало спасение от разграбления богослужебной утвари и иного имущества Успенского собора и других городских церквей.
Важным событием Отечественной войны 1812 г. для православной Смоленщины стал факт вывоза при отступлении русских войск из Смоленска чудотворного списка иконы Одигитрии, ставшей на время войны одной из главных святынь русской армии.
После окончания Отечественной войны 1812 г. в Смоленской епархии стало расти число монастырей и храмов, создавались новые духовные учебные заведения, Смоленское отделение Российского библейского общества (1819). В Вязьме было основано женское епархиальное училище (1849). С 1865 г. начали выходить Смоленские епархиальные ведомости — ведущее из периодических изданий, была открыта общедоступная епархиальная библиотека (1883), основан церковно-исторический комитет (1896). Эти и другие факты свидетельствуют о начале периода расцвета Смоленской епархии.
В XIX — начале XX в. на Смоленщине начинается активное храмовое строительство. На смену архитектурному стилю барокко приходит классицизм. В это время возводятся церковь Святого Александра Невского в имении Вонлярлярских (1853), Богоявленский собор на Соборном холме в Смоленске (1871–1887), Покровская церковь-ротонда в селе Черепово неподалёку от Хиславичей (1824–1827), Покровская церковь в Дуброво (1893–1896) и др.
В XIX — начале XX в. разворачивается деятельность достойнейших архиереев Смоленской кафедры — Серафима (Глаголевского), Тимофея (Кетлерова), Антония (Амфитеатрова), Иоанна (Соколова) — и великих миссионеров Русской Православной Церкви — Макария (Глухарёва), Николая (Касаткина). Все они внесли весомый вклад в развитие православной культуры Смоленской земли.
1. Какие последствия Отечественная война 1812 г. имела для Смоленской земли?
2. Приведите примеры подвигов жителей Смоленщины за православную веру и культуру.
3. Как вы думаете, почему икону Одигитрию, вывезенную из Смоленска в Ярославль, постоянно возили в обозе за боевыми частями русской армии во время Отечественной войны 1812 г., а накануне каждого крупного сражения перед ней служился молебен?
1. Приведите примеры участия священнослужителей и простых горожан в ключевых событиях XVI — начала XIX в.: строительстве Смоленской крепостной стены, обороне Смоленска от польских завоевателей, жизни в условиях польского владычества, во время Отечественной войны 1812 г.
2. Дайте оценку состоянию Смоленской епархии во второй половине XVI — начале XVIII в.
3. В чём заключался подвиг священника Никифора Мурзакевича?
4. Определите, с какими событиями смоленской церковной истории соотносятся следующие даты:
1883 г.; 2 августа 1677 г.; 1658 г.; 1865 г.; 1871–1887 гг.; 1853 г.; 1896 г.; 1659 г.; 1849 г.; 15 марта 1728 г.; 1819 г.