У Церкви и светской педагогики, по большому счёту, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворённо, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
1. Краткая история Центра подготовки церковных специалистов
Центр подготовки церковных специалистов — учреждение среднего профессионального религиозного образования в Смоленске (ул. Соборный Двор, д. 5). Центр имеет государственную аккредитацию, что позволяет выпускникам регентского, иконописного отделений и отделения лицевого шитья получать дипломы государственного образца, то есть далее они могут продолжать учёбу в высших учебных заведениях по специальностям «Хоровое дирижирование», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Также они могут работать в системе образования, в сфере социального и церковного служения. Срок обучения в Центре подготовки — 3 года 10 месяцев.
Первый период истории Центра связан со Смоленским женским епархиальным училищем, которое было открыто в Вязьме в 1849 г. В 1859 г. оно было переведено в Смоленск и существовало в форме «училища девиц духовного звания» при Вознесенском монастыре, готовя учителей народных школ. В 1876 г. это заведение было преобразовано в 6-классное женское епархиальное училище. Открытие училища связано с именем архиепископа Смоленского и Дорогобужского Тимофея (Кетлерова). Он писал: «…Наконец, по благости Божией, я имею утешение видеть возможность в моей епархии учредить училище девиц духовного звания, чего давно желал, и что обдумывал со всею отеческою заботливостью».
В 1901 г. училище было переведено в новое здание, которое в настоящее время входит как старый корпус в комплекс построек Смоленского государственного университета (ул. Пржевальского, д. 4).

После революции училище было закрыто. В его стенах в ноябре 1918 г. разместились университет имени Октябрьской революции и педагогический институт. После Великой Отечественной войны к зданию надстроили четвёртый этаж.
Современный период истории Смоленского православного духовного училища тесно связан с историей Смоленской православной духовной семинарии. Как мы уже знаем, в 1989 г. стараниями митрополита Кирилла было открыто Смоленское межъепархиальное духовное училище, в которое входили пастырское и регентское отделения. В 1995 г. училище было преобразовано в Духовную семинарию, а в 1998 г. регентское отделение семинарии по благословению правящего Смоленско-Калининградской епархией митрополита Кирилла получило самостоятельный статус Смоленского межъепархиального православного духовного училища. В 2018 г. оно было переименовано в Центр подготовки церковных специалистов (ЦПЦС).
1.Составьте план информационной речи о дореволюционной истории Центра подготовки церковных специалистов.
2.Расскажите о современном периоде в истории Центра.
2. Регентское отделение
Студенческий хор Центра хорошо известен не только на Смоленщине, но и за её пределами. Учебный хоровой коллектив существует со дня возрождения Смоленского духовного училища в 1989 г.
Репертуар хора ЦПЦС включает как богослужебные песнопения, так и светскую музыку: хоровые гражданско-патриотические произведения, народную музыку в обработке, произведения русских и зарубежных авторов.
Хоровой коллектив принимает активное участие в общественной жизни города Смоленска и области. Проводит благотворительные концерты, музыкально-тематические вечера, музыкальные встречи в библиотеках, образовательных и социальных учреждениях. Хор является дипломантом и лауреатом многих областных, всероссийских и международных хоровых фестивалей, имеет обширную концертную практику.
Большим успехом у смолян пользуются ежегодные традиционные отчётные концерты регентского отделения в главном концертном зале Смоленской филармонии им. М. И. Глинки. Эти концерты становятся яркими событиями в культурно-музыкальной жизни Смоленска.
Мысли о духовном пении и церковной музыке.
«Где песни духовные, туда снисходит благодать Духа, и освящает уста и душу».
«Пение — праздник для радующихся, утешение для унывающих, укрощение для страстных. Оно помогает правде, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь».
«Духовные песни обладают великой пользой, назиданием и освящением и служат руководством ко всякой добродетели, потому что слова их очищают душу и Дух Святой скоро нисходит на человека, поющего эти песни».
Святитель Иоанн Златоуст
«Сколько церковное пение, быть может, переродило сердец самых грубых и преступных, сколько оно исторгло слез. Молитвенных вздохов, умиления и сокрушения у молящихся… Певец. Когда ты видишь в храме во время твоего пения коленопреклоненного и усердно молящегося, знай, что церковное пение вызвало у них это умиление и слезы».
Священномученик епископ Арсений (Жадановский)
«Необходимо отметить, что ни в одном искусстве не проявляется так сильно элемент очарования, всецело пленяющего, захватывающего душу, как в музыке-пении. Это — стихия мирового порядка, имеющая неограниченную силу над всем и вся. Она простирается с неба на землю и проникает даже в подводное царство, где даже рыбы „безгласные“ не лишены восприятия в какой-то мере действия этой стихии.
Сила православного церковного пения заключается в его способности низводить небо на землю, возвышать землю до небес, запечатлевать в звуках песнопений небесное Откровение.
Православное церковное пение имеет чрезвычайную власть и силу в многообразии духовного воздействия на человека. Оно, подобно совести, обличает внутреннюю неустроенность и хаотичность человеческого духа, укрощает и умиротворяет его мятежную своевольную природу, очищает и освобождает душу от одержимости злой силой, наконец, оно владеет секретом открывать замки тайников человеческой души и извлекать наружу самое сокровенное этих тайников».
Протоиерей Николай Трубецкой
1. Составьте план рассказа на тему: «Хор Центра подготовки церковных специалистов».
2. Знакомы ли вы с церковным пением? Где вы его слышали (в храме, на концерте духовной музыки, во время трансляции праздничных богослужений по телевидению)? Какие чувства вызывает у вас это пение?
3. Прочтите высказывания о православном церковном пении святителя Иоанна Златоуста — известнейшего богослова, жившего более 16 веков назад (347-407), священномученика епископа Арсения (Жадановского) (1874-1937) и протоиерея Н. Трубецкого (1907-1978).
4. Найдите в каждом высказывании ключевые (опорные) слова.
5. Какие эпитеты, метафоры и сравнения используются авторами высказываний для описания духовного пения?
6. Подготовьте выступление на тему «В чем сила православного пения?»
3. Иконописное отделение и отделение лицевого шитья
Иконописное отделение было открыто по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в 1999 г. В создании отделения принимали участие опытные педагоги, среди которых заслуженный художник России Н. И. Агеева и член Союза художников России В. И. Кожевников.
Лучшие работы студентов-иконописцев регулярно выставляются на отчётной ежегодной выставке в фойе Смоленской областной филармонии во время проведения отчётного концерта выпускников регентского отделения.
Требования к иконописцу.
Какие требования, кроме профессионального владения кистью, предъявляются к иконописцам? Требования к духовно-нравственному облику иконописца изложены в одном из постановлений Стоглавого собора 1551 г., посвященного вопросам церковного устройства. Свое название получил от сборника соборных решений, включающих 100 глав.
«Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не грабежнику, не убийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и в молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и безчинства, и с превеликим тщанием писали образ Господа нашего Исуса Христа и Пречистыя Его Богоматери, и святых пророк и апостол, и священномученик и святых мучениц, и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию, по существу смотря на образ древних живописцев и знаменовати с добрых образцов».
Отделение лицевого шитья было открыто в Смоленском межъепархиальном православном духовном училище в 2010 г. Оно готовит специалистов по традиционному литургическому и современному церковному шитью (лицевому, орнаментальному).
Лицевое шитьё — «живопись иглой» — представляет собой шитьё золотом и шёлком иконописных изображений. Название «лицевое» связано со словом «лик», так как вышивают лики Иисуса Христа, Богородицы, святых и т. д.
Сама техника лицевого шитья пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой. Произведения лицевого шитья использовались только в богослужебных целях. Это плащаницы, покровы на гробницы святых, хоругви, завесы царских врат, облачения священнослужителей, подвесные пелены под иконы, походные и домашние иконостасы и др.
Как вы знаете, в Смоленском Успенском соборе под застеклённой витриной хранится одна из православных святынь и бесценное произведение древнерусского шитья — плащаница, созданная в 1561 г. в мастерской Ефросиньи Старицкой, тёти Ивана Грозного. На ней изображено положение во гроб Иисуса Христа.
Работы студентов отделения лицевого шитья периодически выставляются в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых города Смоленска, демонстрируются на отчётной ежегодной выставке в фойе Смоленской областной филармонии им. М. И. Глинки во время проведения отчётного концерта выпускников регентского отделения и на передвижных выставках по Смоленской области.
1. Чем занимаются студенты иконописного отделения Центра?
2. Какие требования предъявляются к духовно-нравственному облику иконописца?
3. Что такое лицевое шитьё? Какие предметы создаются с помощью лицевого шитья?
4. Дайте краткую характеристику отделения лицевого шитья в Центре подготовки церковных специалистов.
1. Составьте развёрнутый план по теме: «Центр подготовки церковных специалистов: история и современность».
2. Какой вклад в развитие православной культуры Смоленской области внёс Центр подготовки церковных специалистов?
3. Приведите аргументы, мотивирующие выпускника современной школы получать образование в Центре подготовки церковных специалистов?