§ 32. Смоленская православная духовная семинария

Самая главная наша цель — чтобы училище не столько научило говорить (словам мало кто верит), а чтобы это маленькое скромное училище научило своих воспитанников правильной жизни, чтобы оно сформировало из них светлых людей, способных нести добро в этот мир, помогать другим идти по трудным дорогам жизни, преодолевая тот страшный нравственный кризис, в котором мы сейчас находимся.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

1. Краткая история семинарии

Одним из центров научной и духовно-просветительской деятельности на Смоленщине является Смоленская православная духовная семинария — старейшее учебное заведение Смоленска.

Традиции духовного образования в Смоленске уходят своими корнями в глубокую древность. Уже о XII в. вполне определённо можно говорить как о времени существования здесь центров грамотности и просвещения. Во второй половине XII в. особую заботу о духовном просвещении проявлял смоленский князь Роман Ростиславич. Он создавал училища, где обучались дети духовенства. В данных школах преподавали греческие и латинские учителя, которых князь содержал за собственный счёт. Одно из таких училищ Роман Ростиславич организовал при построенной им Иоанно-Богословской церкви, являвшейся придворной.

Конец XII — начало XIII в. ознаменованы для Смоленской земли трудами и подвигами её великого сына — преподобного Авраамия, выдающегося проповедника, просветителя и учителя, с жизнеописанием которого вы уже познакомились. Преподобный Авраамий в сане архимандрита стал первым настоятелем монастыря в честь Положения ризы Богородицы, названного затем по его имени Авраамиевым. Именно в этом монастыре в1728 г. трудами епископа Смоленского и Дорогобужского Гедеона (Вишневского) была основана Смоленская духовная семинария.

Первые сохранившиеся сведения о количестве учащихся в Смоленской семинарии относятся к 1741 г. На тот момент в ней обучалось 515 человек. Впоследствии число воспитанников с каждым годом увеличивалось. Так, в 1747 г. оно доходило до 667человек.

Воспитанники семинарии всегда принимали активное участие в общественной и культурной жизни Смоленска. Так, в XVIII в. при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания.

Во время Отечественной войны 1812 г. Смоленская духовная семинария, как и весь город, подверглась разорению, воспитанников распустили по домам. В семинарских зданиях были повреждены крыши, разломаны полы, двери, оконные рамы, разрушены печи. В корпусах, находившихся вне стен Авраамиева монастыря, вплоть до августа 1813 г. размещались пленные французы. Разграблению подверглась библиотека, были утрачены многие документы семинарии. В связи со всем этим в 1812 / 1813 учебном году Смоленская семинария была закрыта и вновь открылась в 1814 г.

Историческое здание Смоленской духовной семинарии

После революции 1917 г. и начала гонений на Церковь в стране началась постепенная ликвидация духовных семинарий. Смоленская духовная семинария была закрыта 1 октября 1918 г. Учащимся, желавшим продолжить своё образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям. Так закончилось без малого почти двухсотлетнее существование Смоленской духовной семинарии.

После долгого перерыва в России были открыты новые церковные учебные заведения. 30 ноября 1988 г. решением Священного синода Русской Православной Церкви по инициативе архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище, а в 1989 г. был произведён первый набор студентов.

Училище стало одним из первых богословских учебных заведений в нашей стране, учреждённых после долгого перерыва. В начальный период существования оно включало два отделения — пастырское, готовившее будущих священников, и регентское, на котором обучались руководители церковных хоров.

В этом же году училищу был передан комплекс зданий около крепостной стены Смоленска. Он включает в себя церковь Покрова Пресвятой Богородицы и примыкающие к ней два здания послевоенной постройки, в которых после реконструкции разместились жилой и учебный корпуса с библиотекой и столовой.

Смоленская православная духовная семинария

5 мая 1995 г. Смоленской духовной школе присвоен статус семинарии, поэтому выпускной акт 1995 учебного года является датой рождения новой Духовной семинарии.

С 2011 г. выпускники семинарии получают дипломы государственного образца, что позволяет им продолжать дальнейшее обучение в магистратурах по истории, философии, педагогике и другим направлениям.

Духовная школа активно участвует в научной и творческой жизни Смоленска. Студенты и преподаватели выступают на различных встречах, семинарах, конференциях. Хор студентов семинарии приглашают участвовать в городских концертах, общественных и культурных мероприятиях.

1. С какими именами связано духовное просвещение и образование на Смоленщине в XII — начале XIII в.?

2. Назовите основные вехи дореволюционной истории семинарии (1728–1918).

3. Составьте тезисный план по теме «Новейшая история Смоленской православной духовной семинарии».

4. Как воспитанники семинарии участвуют в научной и творческой жизни Смоленска?

2. Знаменитые выпускники семинарии

Семинария по праву гордится своими выпускниками.

В 1779–1783 гг. в Смоленской семинарии обучался уже известный нам будущий первый историк Смоленска Никифор Адрианович Мурзакевич.

Выпускником Смоленской семинарии был Михаил Яковлевич Глухарев (1792-1847) — в будущем архимандрит Макарий, выдающийся ученый-богослов, знаменитый миссионер Алтая, прославленный за свои просветительские труды в лике святых.

Архимандрит Макарий (Глухарев). Портрет неизвестного художника, Томск, XIX век

В 1857 году Смоленскую семинарию окончил Иван Дмитриевич Касаткин – впоследствии архиепископ Николай, известный миссионер, первый проповедник Православия в Японии, основатель Японской Православной Церкви, прославленный за свои благовестнические труды в лике святых как равноапостольный.

В 1861–1867 гг. в Смоленской семинарии учился будущий выдающийся русский ученый-естествоиспытатель, основоположник отечественного почвоведения Василий Васильевич Докучаев.

В 1888 году Смоленскую духовную семинарию окончил Иван Васильевич Попов (1867–1938) — знаменитый богослов, патролог, профессор Московской духовной академии, расстрелянный в 1938 году по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 2003 году И. В. Попов был прославлен в лике святых как новомученик.

В 1889 году обучение в Смоленской семинарии завершил в будущем известный местный историк, краевед Иван Иванович Орловский — автор известной нам замечательной работы о Рославльских пустынножителях.

И. И. Орловский

В 1901 году Смоленскую семинарию окончил Александр Романович Беляев — знаменитый писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.

О каких из перечисленных выпускников Смоленской духовной семинарии вы знаете? Дайте краткую характеристику их жизни и деятельности.

1. Составьте интерактивную летопись «Смоленская православная духовная семинария: история и современность».

2. Какую роль в истории православной культуры земли Смоленской сыграла Смоленская православная духовная семинария?

3. Найдите в эпиграфе к данному параграфу ответ на вопрос: какова главная цель обучения семинаристов?

4. Подготовьте презентацию на тему: «Смоленская православная духовная семинария в лицах» по примерному плану:

  1. Краткая биография.
  2. Духовный подвиг (если это святой) или характеристика основных трудов.
  3. Значение подвига / трудов для современного поколения.