Смоленск — сердцевина России, город мужественный, защитник Отечества. Здесь замечательный сильный народ, у которого никогда не было лёгких путей, который всегда встречал врага лицом к лицу, был способен защитить своё Отечество, выдержать множество испытаний. Этот народ никогда не жил богато, у людей было очень много трудностей, и соприкосновение с реальной жизнью российской глубинки для меня имело огромное значение: через Смоленск я узнал жизнь России.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
1. Краткая биография Патриарха Кирилла
Святейший Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.
Его отец Михаил Васильевич был священником, мать Раиса Владимировна преподавала немецкий язык в школе, а в последние годы была домохозяйкой. Дед Святейшего Патриарха Кирилла, иерей Василий Степанович Гундяев после 1917 г. неоднократно подвергался преследованию за церковную деятельность: тюремным заключениям и ссылкам.
По окончании 8 класса Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 г. в качестве техника-картографа, параллельно учась в вечерней школе. После окончания средней школы Владимир решил выбрать путь служения Церкви — стать священником. В 1965 г. он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.
3 апреля 1969 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), ставший духовным наставником будущего Патриарха, постриг Владимира в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля он же рукоположил монаха Кирилла в сан иеродиакона, а 1 июня того же года — иеромонаха (монаха-священника).
В 1970 г. иеромонах Кирилл получил учёную степень кандидата богословия Ленинградской духовной академии. С 1970 по 1971 г. он — преподаватель и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1 класса Духовной семинарии. В 1971 г. возведён в сан архимандрита.
В 1971–1974 гг. архимандрит Кирилл был представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. По его собственным словам, задача данного служения состояла в том, чтобы «Русская Церковь лучше знала, что происходит в мире, и для того, чтобы мир лучше знал, что такое Русская Церковь…».
С 26 декабря 1974 г. по 26 декабря 1984 г. архимандрит Кирилл являлся ректором Ленинградской духовной академии и семинарии и доцентом кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.
В возрасте 29 лет будущий Патриарх был призван к архиерейскому служению. 14 марта 1976 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположён в сан епископа с титулом Выборгский, а 2 сентября 1977 г.— в сан архиепископа. С ноября 1976 г. по октябрь 1978 г. архиепископ Кирилл был заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы.

В 1984 г. архиепископ Кирилл был переведён на Смоленскую кафедру. В 1989 г. Смоленская епархия была дополнена Калининградской областью, где Православия почти не существовало. За два десятилетия митрополит Кирилл практически с нуля создал полнокровную церковную жизнь на русской Балтике.
С 13 ноября 1989 г. архиепископ Кирилл возглавлял Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви и был включён в число постоянных членов Священного Синода. За усердные труды на благо Церкви 25 февраля 1991 г. возведён в сан митрополита.
C 1994 г. владыка Кирилл является бессменным ведущим телепередачи «Слово Пастыря» на первом федеральном телевизионном канале. Даже заняв патриарший пост, он не оставил эту передачу.
27 января 2009 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля 2009 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.
Патриарх — епископ, имеющий высший титул в церковной административной, управленческой иерархии. Это слово имеет три значения.
- Высший титул главы самостоятельной автокефальной (буквально «самовозглавляемой») Поместной Православной Церкви.
- Патриархи ветхозаветные — благочестивые родоначальники древнееврейского народа, бывшие носителями знаний о Боге и о грядущем приходе Спасителя. Это название применяется к лицам, жившим в XIX — XVII вв. до н. э., — Аврааму, Исааку, Иакову и его двенадцати сыновьям.
- Переносное значение — старый, всеми уважаемый человек, старейший авторитетный представитель какой-либо отрасли науки, искусства и так далее: патриарх литературоведения, патриарх отечественной биологической науки.
«Патриарх» в прямом значении пишется с прописной буквы, в переносном — со строчной.
Предстоятель — предстоящий перед (стоящий пред) Богом. Предстоятелем Русской Православной Церкви является епископ, который носит титул Патриарха Московского и всея Руси. С конца XVI в. Русскую Православную Церковь возглавляли пятнадцать патриархов. В настоящее время Предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх Кирилл.
Обратимся к названию Святейший Патриарх. Почему мы патриарха называем «Святейшим»? Он святее всех святых? Разумеется, это не так. Титул «Святейший» — это не «сверхсвятой», а историческое заимствование из Византии, где все высокопоставленные лица, в том числе и епископы, имели официальные именования, а также официальные формы обращения к ним. Превосходная степень прилагательного «святой» — «Святейший» — подчёркивает высокое значение звания, его торжественность и налагает на Патриарха особую ответственность за Церковь и народ, принадлежащий к управляемой им Поместной Церкви.
1. Назовите основные этапы жизненного пути Патриарха Кирилла.
2. Как вы думаете, что повлияло на выбор юным Владимиром своего жизненного пути?
3. Объясните значение слов «патриарх», «Предстоятель».
2. Вклад Патриарха Кирилла в духовно-нравственное возрождение Смоленщины
Прибыв в Смоленск в качестве главы Смоленской епархии, владыка Кирилл нашёл епархию в крайне тяжёлом состоянии. К 1 января 1985 г. по всей Смоленской области действовало всего 35 храмов, во многих из них не было священников, большинство церквей находилось в аварийном состоянии. Духовенство Смоленской епархии насчитывало 40 человек.
Важнейшей вехой в новейшей истории Русской Православной Церкви стал 1988 г., когда на самом высоком уровне в стране отмечалось 1000-летие Крещения Руси. С этого времени началось постепенное возрождение церковной жизни в нашем Отечестве. Активнейшее участие в этом возрождении принял и владыка Кирилл. Его заботами в 1989 г. было получено разрешение на открытие первого в Советском Союзе духовного училища в городе Смоленске, позже преобразованного в Смоленскую православную духовную семинарию.
За годы служения владыки Кирилла на Смоленской земле (1984— 2009) было построено 143 храма, 65 восстановлено, возродилась монастырская жизнь на Смоленщине.
В годы пребывания владыки Кирилла на Смоленской кафедре в нашей области установилось плодотворное сотрудничество церковной и светской властей. В 1999 г. был подписан первый Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви. В школах, училищах и техникумах Смоленска и Смоленской области началось преподавание факультативных учебных курсов по основам православной культуры.
Прочитайте высказывания Патриарха Кирилла о значении в его жизни Смоленщины и ответьте на вопросы.
1. «Я с особыми чувствами ступаю на эту землю, вспоминаю, как почти 25 лет тому назад суровым январским днём я прибыл в Смоленск. Это была другая земля, в том смысле, что была совсем другая жизнь, трудная была церковная жизнь. И почти 25 лет, проведённые на этой земле, имели для меня очень важное значение. Смоленск — сердцевина России, город мужественный, защитник Отечества. Здесь замечательный сильный народ, у которого никогда не было лёгких путей, который всегда встречал врага лицом к лицу, был способен защитить своё Отечество, выдержать множество испытаний. Этот народ никогда не жил богато, у людей было очень много трудностей, и соприкосновение с реальной жизнью российской глубинки для меня имело огромное значение: через Смоленск я узнал жизнь России».
2. «Я приехал в Смоленск из Петербурга — тогдашнего Ленинграда. Был ректором ленинградских духовных школ. Время от времени посещал Москву, работал за границей. Других мест в России не знал. И Россию я узнал через Смоленск. Для того чтобы узнать нашу страну, нужно знать не только столицы, нужно обязательно знать жизнь глубинки».
3. «С пребыванием в Смоленске в течение почти 25 лет много было всего связано. Были трудные времена, но одновременно было много радости и душевного удовлетворения. От всего сердца желаю дальнейшего процветания близкой мне Смоленской земле, народу Смоленщины, людям, которых я считаю близкими своему сердцу».
4. «Без духовной основы нет народа. Смоляне, как никто другие, это хорошо понимают. До сих пор сохранилась величественная крепостная стена. Зная, какой силой духа обладали смоляне, защищая в далёком XVII веке свой православный дом, зная, каким героизмом, какой несмываемой ветрами и водами исторического процесса силой духа и славой были увенчаны те дни, и XX век явил также образцы силы духа смолян, непобедимость нашего народа».
- Какую роль сыграла Смоленщина в жизни Патриарха Кирилла?
- Какую оценку даёт Святейший Патриарх нам, смолянам?
1. Какой вклад внёс Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в развитие православной культуры земли Смоленской?
2. Почему Смоленщину называют второй родиной Святейшего Патриарха Кирилла?
3. Патриарх Кирилл о культуре.
«Наша цивилизация в значительной степени выросла из православного понимания сущности бытия. Наша культура — в том виде, в каком мы её знаем и любим, в том виде, в каком она известна во всём мире, — буквально пропитана христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами. Именно православная вера воспитала в народе ту красоту и благородство души, которые запечатлены в русской литературе и в русском искусстве. Мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Её основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют.
Что означает колоссальное количество транслируемых сегодня развлекательных телепрограмм, совершенно несоизмеримое с реальными потребностями тех, кто эти программы смотрит на телевидении? С одной стороны, это свидетельствует о духовном вакууме, который такими программами заполняется. С другой стороны, эти программы формируют определённые стереотипы, создают иллюзию некоего идеального мира — блестящего, самодостаточного, мира без страданий — мира, где даже смерть является не более чем развлечением.
Мы с вами сохранили веру в условиях гонений, сохранили её не только потому, что те или иные люди оказались мужественными, но и потому, что нравственной, духовной силой Православия проросла вся наша культура. Когда священники не могли проповедовать, проповедовало искусство, музеи с иконами. Любовь к Родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить „душу свою за други своя“ одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня».
1. Каковы основные тезисы данного высказывания?
2. Какие аргументы приводятся в тексте в защиту данных тезисов?
3. Приведите примеры к данным аргументам из тех сведений о православной культуре Смоленщины, которые вы узнали на предыдущих уроках.
4. Слово Патриарха Кирилла о человеке
«Культ потребления, в основе которого лежит стремление к максимизации удовольствия, до неузнаваемости меняет человека, превращает образ и подобие Божие в бездушный механизм по борьбе за материальные блага и услуги. И самое страшное происходит тогда, когда этот культ проникает в сферу живых человеческих чувств, как, например, любовь или дружба, и привносит в эти высокие чувства потребительское отношение по принципу „ты мне — я тебе“, а если нет такого обмена, то нет ни любви, ни дружбы.
Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, потому что разрушаются все табу, вырастающие из авторитета нравственного начала, заложенного Богом в человеческую природу.
Жить по закону инстинкта легче, чем по закону совести, потому что существование, подчинённое инстинктам, вызывает удовольствие. Но мы знаем, что это животная жизнь. И если человек ведёт подобный образ существования, он становится животным. Образно говоря, люди являются недоучившимися школьниками, сбежавшими с урока о добре и зле до того, как он начался».
1. Какие проявления культа потребления вы видите в окружающем нас мире? Что противостоит культу потребления? Найдите в тексте предложение, которое отвечает на этот вопрос.
2. Как вы понимаете выражение Патриарха: «Люди являются недоучившимися школьниками, сбежавшими с урока о добре и зле до того, как он начался»?
5. Патриарх Кирилл о патриотизме
«Я не знаю, что такое „уровень патриотизма“ и как его измерить. Но я верю, что патриотизм невозможен без искренней любви. Любви к своей Родине, к своей Церкви и её святыням, любви, по слову поэта, к родному пепелищу и отеческим гробам.
Мы — да и не только мы, а большинство наций современного мира — считаем, что лучше погибнуть, защищая Родину силой оружия, чем позволить ей распасться на части или быть порабощённой.
Нам следует прекратить сравнивать себя с другими; не надо никого догонять и перегонять. У нас своя жизнь, и мы должны её прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками. Наверное, это и есть настоящий патриотизм».
Как определяет Патриарх Кирилл патриотизм?
1. Сделайте вывод о значении для Смоленщины деятельности Патриарха Кирилла.
2. К 70-летию Патриарха Кирилла был создан научно-популярный фильм «Патриарх Кирилл — годы служения на Смоленщине». Авторы фильма на богатом и интересном архивном материале всего за 30 минут смогли показать основные достижения митрополита Кирилла в возрождении духовной жизни Смоленщины.
Посмотрите фильм и напишите краткую рецензию на него по следующему плану:
- Время создания фильма, его авторы.
- Основные этапы деятельности митрополита Кирилла на Смоленской земле, представленные в фильме.
- Наиболее понравившиеся вам эпизоды.