§ 3–4. Православная Церковь в X–XV вв.

На примере князя Владимира можем сказать, что это означало для отдельного человека — это изменение образа жизни, образа мыслей, это другие ценности, это другая поведенческая модель. А для государства, для народа это означало смену исторического курса. Крещение Руси — это событие эпохального значения не только для самой Киевской Руси, не только для Европы. Это событие имеет эпохальное значение для всего мира.

Что было принято вместе с христианством? Была принята система ценностей — евангельских ценностей, которых не существовало в языческом обществе. Эта система ценностей во многом стала определять и отношения людей — не только в семье, но и в обществе; эта система ценностей сформировала личную и общественную мораль.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

1. Первые столетия христианства на Смоленщине.

С VIII–IX вв. на территории современной Смоленской области проживали кри́вичи — одно из восточнославянских племён. Кривичи тогда были язычниками и поклонялись различным природным объектам и явлениям, обожествляя их (таким, как животные — конь, медведь; природные объекты — камни, священные рощи и т. д.).

Появление христианства на Смоленщине связано с процессом становления государства Русь. Доказательством того, что в IX в. на территории Смоленщины существовала сложившаяся христианская община, являются найденные при археологических раскопках гнёздовских курганов нательные крестики и воск для молитвенных свечей. Христианскими проповедниками, по мнению учёных, были византийские торговцы, путешествовавшие по пути «из варяг в греки», представители славянских племён, приходившие из Среднего и Южного Поднепровья, варяжские дружинники с северных земель, часто посещавшие Гнёздово.

Как известно из истории России, Крещение Руси связано с именем киевского князя Владимира Святославича (князь новгородский (969–988), великий князь киевский (978/980–1015). Он отправился на север, чтобы лично присутствовать при крещении народа. В 990 г. по пути в Новгород Владимир с митрополитом Михаилом заехал в Смоленск и крестил его жителей.

Памятник святому ­Владимиру. Смоленск, ­набережная Днепра. Скульптор В. С. Гращенков. 2015 г.
Памятник святому ­Владимиру. Смоленск, ­набережная Днепра.
Скульптор В. С. Гращенков. 2015 г.

Это событие стало началом христианизации Смоленщины. К концу XI в. в большинстве городов Смоленской земли существовали православные приходы. Например, в самом Смоленске на Смядыни существовали храм и монастырь. Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1138 г. и связано с деятельностью первых смоленских князей — сыновей Ярослава Мудрого — Вячеслава (княжил в Смоленске в 1054– 1057 гг.) и Игоря (княжил в 1058–1060 гг.). Учёным, историкам и археологам, ещё предстоит получить более подробные сведения о смоленских храмах XI в.

С 1101 по 1103 г. по приказу будущего великого киевского князя Владимира Мономаха в детинце города Смоленска шло строительство первого каменного храма Успения Богородицы. С этого момента детинец стали называть Соборным холмом. В храме Успения Богородицы была размещена главная реликвия семьи Владимира Мономаха — чудотворная икона Божией Матери
«Одигитрия».

Важную роль в становлении Православия на Смоленщине сыграли первые святые и подвижники христианской веры на Руси — святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Исаакий, Прохор-лебедник и Аркадий Вяземский, которые и по сей день являются для нас примером христианского подвига и любви.

Борис и Глеб. Начало XIV в.
Борис и Глеб. Икона XIV в.
  1. Составьте план по теме «Смоленщина IX в.: от язычества к христианству».
  2. Какие качества преподобных Исаакия и Прохора-лебедника являются важными для православного человека?

2. Смоленская епархия в XII — ​пер­вой половине XIII в.

Важную роль в укреплении и развитии Православия на Смоленщине сыграл внук Владимира Мономаха — Ростислав Мстиславич (смоленский князь в 1125/1127–1159 гг.), названный современниками Набожным (то есть усердно молившийся Богу, глубоко верующий в Бога). Князь Ростислав стал основоположником династии смоленских князей Ростиславичей. Стремясь поднять значение Смоленской земли, он в 1136 г. учредил в Смоленске архиерейскую кафедру — место пребывания православного епископа. Первым епископом Смоленщины стал прибывший из Византии грек Мануил. При князе Ростиславе в 1140-е гг. Успенский храм получил статус кафедрального собора.

Святой благоверный князь Ростислав Смоленский и Киевский. Современная резная икона Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Архитектурный ансамбль на Соборном холме состоял из собора Пресвятой Богородицы, епископской дворцовой церкви, дома епископа, нескольких жилых и хозяйственных построек. На 40–45 км южнее находилась дворцовая церковь князя Ростислава. К востоку от собора стоял каменный терем — редчайший памятник архитектуры того времени. Все земли, прилегающие к детинцу напротив Соборного холма и за Днепром, князь передал в управление Церкви, епархии. Соборный холм с величественным Мономаховым собором стал центром духовной и политической жизни Смоленского княжества.

Также при князе Ростистлаве Мстиславиче был заложен каменный собор в Борисоглебском монастыре (1145), вне города построены две церкви: одна церковь с восточной стороны, в нынешнем Перекопном переулке и другая — на правом берегу Днепра (церковь Петра и Павла).

Князь Ростислав издал особый документ — Уставную грамоту Смоленской епископии, которая позднее дополнялась Ростиславом и его сыновьями. В Уставной грамоте указывались льготы и полномочия архиерея, определялись источники содержания епархии. До сих пор грамоты, данные смоленскими князьями епархии, являются важным источником по истории Православия средневековой Смоленщины.

Сын Ростислава Роман, княживший в Смоленске в 1159–1171 и 1176–1180 гг., вошёл в историю как богобоязненный и благочестивый человек. В 1160–1170 гг. в центральной части города на левом берегу Днепра, почти напротив Петропавловской церкви, был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Князь много средств из своей казны тратил на строительство храмов, учреждение приходских школ. На личные средства князя содержалась церковь, созданная при его дворце. В ней приглашёнными князем латинскими и греческими учителя- ми обучались дети бояр и духовенства. После кончины князя выяснилось, что его не на что похоронить. В благодарность за заботу о народном благо- состоянии смоляне собрали средства на достойное погребение уважаемого правителя.

Значительный вклад в развитие духовной культуры Смоленщины внёс брат Романа Ростиславича Давыд. В период его княжения (1180– 1197) в наших землях развернулось небывалое по размаху каменное строительство. В 1191 г. князь пристроил к собору Борисоглебского монастыря широкую галерею-усыпальницу, что сделало собор ярким и представительным.

Во второй половине XII в. в городе были уже свои специалисты, которые строили замечательные по красоте храмы. Из многочисленных архитектурных сооружений конца XII — начала XIII в. до наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм, расположенный на невысоком холме в западной части города, — церковь Михаила Архангела (Свирская).

С конца XII до начала XIII в. в Смоленске, по мнению учёных, работали княжеская и епископская строительные артели. Их мастеров приглашали строить храмы в другие русские города — Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород. Каменные храмы, расположенные вдоль Днепра на протяжении 6 км, подчёркивали многолюдность и богатство Смоленска. Величием и роскошью выделялись постройки западного предместья: Троицкий, Спасский, Козьмодемьянский и Борисоглебский монастыри, церковь Михаила Архангела.

  1. Оцените состояние дел в Смоленской епархии в XII — первой поло- вине XIII в.
  2. Дайте краткую характеристику личности и деятельности одного из смоленских князей (Ростислава Мстиславича, Романа Ростиславича, Давыда Ростиславича).
  3. Перечислите качества личности князей, которые являются универсальными для православного человека и проявляются в каждой исторической эпохе.

3. Фрески и иконы древнего Смоленска (XII–XIII вв.).

В Смоленске в конце XII — ​начале XIII в. сложилась оригинальная школа монументальной живописи, которая в первую очередь представлена фресками.

Фреска — вид монументальной живописи. В древнерусском искусстве — живопись по сырой штукатурке. Также фрески могут быть выполнены по сухой штукатурке, известково-казеиновыми и темперными красками.

Ико́на — живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освящённое по церковному чину.

И́конопись — христианское, церковное изобразительное искусство. История христианской иконописи насчитывает много столетий, начиная с апостольских времён.

В музее Эрмитаж (Санкт-Петербург) среди образцов монументальной древнерусской живописи хранятся фрески из смоленской церкви на Протоке (XII–XIII вв.). При раскопках в этой церкви учёными были обнаружены остатки древней фресковой живописи, покрывавшей уцелевшие стены. Сохранившиеся фрески подверглись тщательной и сложной реставрации, а затем были смонтированы в зале Эрмитажа так, как они были в давние времена размещены в храме. Получившаяся модель апсиды церкви в натуральную величину с подлинными фресками демонстрирует современникам величие живописи древнего Смоленска, представляющего собой яркую страницу в истории древнерусского искусства.

Фрагменты росписи собора на Протоке в Смоленске.
Государственный Эрмитаж, инв. ЭРА-52/1
Обнаружены в 1962–1963 годах Смоленской археологической экспедицией под руководством Н.Н. Воронина.

Смоленские фрески отличаются по стилю от других древнерусских росписей XI — XIII вв. одухотворённостью и естественностью образов. Лики представлены крупными мазками, плавно переходящими друг в друга. Живопись древнего Смоленска многокрасочна, отличается доминированием неразбелённых цветов. Декоративные панно с изображением птиц, парных групп львов являются частью декоративной росписи — имитации средствами живописи драгоценных тканей, которыми в домонгольской Руси украшались нижние части стен и столбов в храмах. Ярким дополнением выступает реконструированный участок пола храма, набранный из прямоугольных поливных плиток жёлтого и зелёного цветов.

В смоленских фресках преобладают глубокие синий и золотисто-охристый, ярко-красный, красно-коричневый, глухой зелёный, нежно-розовый и фиолетовый, белый, золотистый цвета, которые красиво смотрелись на чёрно-синем фоне.

Уникальные образцы живописи домонгольского периода были найдены археологами в церкви на Воскресенской горе (лик старца), церкви на Окопном кладбище (голова ангела) и др.

В XII—XIII вв. в Смоленске сложилась своя иконописная школа. Центром культуры древнего Смоленска становится монастырь Ризоположения (впоследствии — Спасо-Преображенский), игуменом которого был преподобный Авраамий. Достоверно известно, что Авраамий Смоленский написал, возможно в монастырской мастерской, две иконы. Став игуменом, он важное место отводил украшению храма иконами.

До наших дней с древнейших времён дошли сказания о чудотворных иконах Божией Матери. На Смоленской земле по сей день хранится память об иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрия», местонахождение которой до сих пор неизвестно.

  1. Какими видами представлена церковная живопись древнего Смоленска в XII–XIII вв.?
  2. Перечислите особенности смоленских фресок XII–XIII вв.

4. Православная церковь на Смоленщине в ордынский и литовский периоды.

Тяжёлые для Смоленской земли времена наступили после смерти во время эпидемии 1230–1232 гг. князя Мстислава Давыдовича. В княжестве Смоленском начинаются усобицы, в результате которых выделяются уделы. С середины 30-х гг. XIII в. для всей Руси наступают трудные испытания. Не избежали этой участи и смоляне. Во время монгольского нашествия на русские земли, в отличие от многих русских княжеств, Смоленск не был захвачен монголами. Одной из причин, повлиявших на это, стал подвиг святого Меркурия Смоленского у Долгомостья (1239), о котором вы узнаете в последующих параграфах. Однако избежать участи платить дань захватчикам Смоленскому княжеству не удалось. Начиная с XIV в. оно постепенно теряет свои земли. Западные захватывает литовский князь, часть восточных земель присоединяет к себе Московское княжество, что подрывает сначала экономическую, а затем и политическую мощь Смоленского княжества. В указанный период Смоленская епархия беднеет: уменьшается количество приходов, сокращается численность духовенства, фактически прекращается храмовое строительство. До наших дней не дошло ни одного монументального сооружения XIII–XIV вв. По- этому судить о традициях православной культуры можно по немногочисленным уцелевшим памятникам письменности. Среди них Оршанское Евангелие, «Хождение архимандрита Агрефения в Святую землю», «Записи о хождении в Царьград» и др.

Уникальным явлением русского книжного искусства по праву считается памятник смоленской письменности — Псалтырь Онежского Крестного монастыря, известная под именем Архангельской или Смоленской (1395). Хранится документ в Государственном историческом музее в Москве. Псалтырь украшена 22 красочными заставками, 4 миниатюрами и 150 инициалами (выполненными особым образом заглавными буквами). Художник Лука Смолянин использовал изысканный тератологический орнамент — мир народной фантазии, где обитают диковинные звери и птицы.

Тяжёлые испытания, выпавшие на долю смолян в XIII — XIV вв., не сломили их духа. Свидетельством высокого духовного потенциала Смоленщины стал жизненный путь святых подвижников Русской Церкви — выходцев из нашей земли: благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, преподобного Симона, благоверного князя Андрея Переяславского чудотворца.

Святой Феодор родился в княжеской семье во времена Батыевых походов на Русь. Через некоторое время после женитьбы на дочери благоверного князя Василия Ярославского стал ярославским князем. Князю часто приходилось участвовать в военных походах. За честность и мужество Феодор снискал уважение и почёт не только в русских землях, но и в Золотой Орде, где он часто бывал. После смерти жены он вступил в брак с дочерью хана Менгу-Темира. Для укрепления Православной Церкви и облегчения положения русских людей князь Феодор использовал весь свой авторитет в Золотой Орде. Так, благодаря его трудам в монгольских землях была создана Православная епархия, активно велась миссионерская деятельность. Незадолго до смерти благоверный князь Феодор с семьёй поселился в Ярославле, где ревностно заботился об усилении и благоустройстве Ярославского княжества. Благоверный Феодор Смоленский и Ярославский претерпевал изгнания, воинские и личные невзгоды. Всё это он переносил смиренно и без отчаяния. Желая мира русским землям, благоверный Феодор не мстил врагам. Также не забывал он о нищелюбии и церковном устройстве в своих землях. За всё это он снискал народную любовь и почитание. Незадолго до смерти князь Феодор принял монашеский постриг. Умер благоверный Феодор Смоленский и Ярославский 19 сентября 1299 г.

Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский и его сыновья Давид и Константин. Икона XVI века (центральная часть).

Другим великим святым смолянином был преподобный Симон Радонежский — один из старейших смоленских архимандритов. Родился Симон в семье обеспеченных и благочестивых горожан. В 1350-е гг. он, узнав о подвигах преподобного Сергия Радонежского, оставил всё и отправился в Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева Лавра). Святой Сергий принял Симона к себе в ученики. Все свои средства, душевные силы и практический опыт архимандрит Симон направил на устроение монастыря. При Симоне был перестроен главный храм в монастыре, расширены монастырские стены. Личные качества святого Симона можно соотнести с добродетелями его духовного собрата и соработника святого Сергия Радонежского.

Благоверный князь Андрей, не желая принимать участие в междоусобных войнах, покинул родной Смоленск и простым странником прибыл около 1360 г. в Переяславль-Залесский. Там он прослужил примерно 30 лет в храме Святителя Николая простым пономарём. В XVI в., во время реконструкции Никольского храма для освидетельствования мощей была вскрыта могила святого Андрея. Несмотря на то что завёрнутое в бересту тело пролежало в земле 150 лет, оно не подверглось тлению. Мощи святого Андрея, князя Смоленского издавали благоухание. Около гробницы преподобного впоследствии происходили чудеса и исцеления.

В конце XIV — начале XV в. Смоленск переходит под власть Литвы, где положение Православной Церкви, православных христиан было непростым. Свидетельствами сложных взаимоотношений между Право- славной Церковью и властями Великого княжества Литовского было то, что литовские князья Ягайло и Витовт всячески поддерживали католиков, раздавая им привилегии и ущемляя в правах православное население.

Борьба за сохранение православной веры не прекращалась. Так, в ап- реле 1440 г. произошло мощное восстание, в результате которого литовский князь Казимир начал проводить более терпимую и взвешенную политику по отношению к православным христианам.

В это же время на Смоленской земле появляются новые святые, такие как благоверная княгиня Иулиания Вяземская, принявшая в 1406 г. мученическую смерть за то, что не пожелала нарушить священных уз брака и супружеской верности.

Рубеж XV–XVI вв. был периодом испытаний для православного населения Литовского княжества. В это время предпринимаются активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. Например, католическое духовенство получило право казнить еретиков и язычников, под определение которых нередко попадали православные христиане. Однако, несмотря на все трудности, Церковь оставалась хранительницей лучших традиций православной культуры нашего края.

  1. Объясните, в чём состоял духовный подвиг каждого из перечисленных в пункте святых.
  2. Перечислите ключевые события истории Православной Церкви на Смоленщине в ордынский и литовский периоды.
  1. Перечислите ключевые события истории Православия на Смоленщине в X–XV вв. Свой ответ аргументируйте.
  2. Составьте развёрнутый план по теме: «Смоленская епархия в годы правления династии смоленских князей Ростиславичей».
  3. Используя учебник и дополнительные источники информации, дайте определение понятий «преподобный», «постриг», «аскет», «фреска». Придумайте 2–3 предложения с этими понятиями, раскрывающие их смысл.