§ 29. Храмы в православной смоленской топонимике

— Скажите, эта дорога приведёт к храму?
— Это улица Варлама. Не эта улица ведёт к храму.
— Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?

Из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»

1. Топонимика. Связь топонимики с историей

Топонимы — это имена собственные, обозначающие географические объекты: страны, города, посёлки, деревни, улицы, площади, горы, моря, реки и др.

Топонимика — наука о топонимах — их происхождении, развитии, значении, написании и так далее. В топонимах, как в зеркале, отражается история нашей большой страны и каждого конкретного региона, города, посёлка. Русский учёный XIX в. Н. И. Надеждин назвал топонимы языком земли, а «земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре». Известный писатель К. Г. Паустовский определил топонимы как «народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».

Особенно наглядно связь топонимики и истории иллюстрируется на примере изменения названий Санкт-Петербург (1703–1914) — Петроград (1914–1924) — Ленинград (1924–1991) — Санкт-Петербург (1991 — по настоящее время). Первоначально город на Неве был назван в честь святого Петра — небесного покровителя основателя города императора Петра I. Затем в 1914 г., в начале Первой мировой войны (1914–1918), в которой Германия была нашим противником, немецкое звучание в названии города Петербург было устранено и город стал называться Петроградом. В 1924 г. после смерти В. И. Ленина город получил его имя. В 1991 г. в связи с новыми общественно-политическими демократическими процессами городу вернули прежнее, первоначальное название.

1. Объясните, что такое топонимы.

2. Как вы понимаете определение топонимов писателем К. Г. Паустовским. Названия каких известных вам географических объектов вы можете отнести к «поэтически оформленным»?

2. Агиотопонимика. Связь агиотопонимов с православной культурой

В современной лингвистической науке об именах собственных, обозначающих географические объекты, выделяется особый раздел — агиотопонимика, в котором изучаются агиотопонимы. Агиотопонимы («агиос» в переводе с греческого языка — «святой») — это разряд топонимов, в которых используются имена святых, названия храмов, монастырей, церковных праздников, наименования икон — всего, что связано со святостью.

В агиотопонимах мы находим отражение православной культуры России. Взглянем на карту нашей Родины. Города Архангельск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Ставрополь… С чем связаны названия этих городов, какова этимология (происхождение) их названий? Обратившись к этимологическим словарям и к истории нашей страны, мы узнаем, что название города «Архангельск» произошло от названия древнего монастыря Архангела Михаила, вокруг которого и был в 1584 г. построен город.

Город Благовещенск — административный центр Амурской области — назван по имени храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который был заложен в 1858 г. владыкой Иннокентием в Усть-Зейской станице (нынешнем Благовещенске).

Петропавловск-Камчатский — административный центр Камчатского края — назван по двум кораблям состоявшего на русской службе датского путешественника Витуса Беринга — «Святой Пётр» и «Святой Павел».

Название «Санкт-Петербург» многие ошибочно связывают с именем его царя-основателя — Петра I. Но город получил своё наименование в честь святого апостола Петра — небесного покровителя царя. Об этом свидетельствует этимология слова Санкт-Петербург — «город святого Петра».

Название «Ставрополь» — город на Северном Кавказе — происходит от греческих слов «ставрос» (крест) и «полис» (город), буквально по-русски — «город Креста».

1. Приведите аргументы к тезису «Топонимы тесно связаны с историей».

2. Дайте определение агиотопонимам. Какова этимология данного слова?

3. В чём заключается связь агиотопонимов с православной культурой?

3. Дореволюционные названия улиц Смоленска

Большая Благовещенская улица (ныне — Большая Советская) города Смоленска

Связь агиотопонимов с православной культурой и историей нашей Смоленщины ярко проявляется при сравнении дореволюционных и современных наименований улиц Смоленска, представленных в следующей таблице.

Агиотопонимы Смоленска

№ ппСовременное наименованиеДореволюционное наименование
1Ул. БакунинаБольшая Казанская
2Большая Советская улицаМолоховская — Большая Благовещенская
3Ул. ВойковаБольшая Воскресенская
4Ул. ДокучаеваБольшая Одигитриевская
5Ул. КашенаПетропавловская
6Ул. Большая КраснофлотскаяБогословская
7Ул. КозловаМаловознесенская
8Ул. ЛенинаКирочная — Пушкинская
9Ул. Маршала ЖуковаАвраамиевская
10Ул. Октябрьской РеволюцииИльинская
11Ул. ПржевальскогоБольшая Вознесенская
12Ул. РеввоенсоветаСпасская
13Ул. ТимирязеваПокровская
14Ул. УрицкогоКостёльная
15Ул. ФурмановаГеоргиевская
План города Смоленска 1913—1915 гг.

Вопрос о значении исторических названий неоднократно поднимался на страницах смоленской периодической печати. Так, например, А. Стерлягов в журнале «Смоленск» замечает: «Не хочу обелять советское время — оно оставило нам, с моей точки зрения, плохое наследство — переименованные древние улицы города в 20–30-е годы прошлого столетия. В основном это явление имело антирелигиозную направленность, ведь многие улицы имели названия, связанные с расположенными на них церквями, — Богоявленская, Большая Вознесенская, Пятницкая, Авраамиевская и др.».

Прочитайте отрывок из исследовательской работы «Причины переименований улиц города Смоленска» ученика смоленского лицея имени Кирилла и Мефодия Кирилла Голенкова и выполните задания.

Очень многое можно сказать об улицах Смоленска, каждая из которых по-своему уникальна. Печально, что все они лишились своих исторических наименований и получили взамен названия революционно-партийного содержания. …Это не может не вызвать вопрос: «Справедливо ли то, что город с более чем тысячелетней историей отчасти потерял присущее ему своеобразие, состоящее в том числе и в наименовании его улиц?» Кто-то, конечно же, на это скажет, что советские названия — это ведь тоже наша история, которая, какой бы ни была, должна также нами сохраняться. Но это, в свою очередь, вызовет другой вопрос: «Неужели семидесятилетний советский период, сопровождавшийся отрывом народа от его духовных корней и тяжёлым идеологическим гнётом, должен доминировать над всей предыдущей тысячелетней историей нашего Отечества — эпохой, в которую Россия сформировалась как мощное государство, а народ наш обрёл своё национальное самосознание, духовную и культурную идентичность?!» Сейчас совершенно очевидно, что советские названия улиц старого Смоленска входят в диссонанс с многовековым историческим и культурным наследием города. Не соответствуют они и мировоззрению основной массы горожан, которые отнюдь не являются приверженцами идей коммунизма и революции. Имена Ленина, Маркса, Кашена, Войкова, Смирнова, Фурманова и прочих не способны объединять наш народ в единое целое. <…> Ярким подтверждением данной мысли стал телевизионный проект «Имя России», победителем которого в результате зрительского голосования стала личность благоверного князя Александра Невского, прославленного в лике святых. Этим наш народ совершенно ясно заявил, что «именем России», то есть её национальным объединяющим символом, являются не те или иные идеологические или партийные деятели, а носители святости. <…>

Как может город с тысячелетней историей, с огромным количеством церквей, жители которого гордятся тем, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был нашим митрополитом, иметь такую улицу, как, например, улица Войкова, человека, который участвовал в расстреле Царской семьи императора Николая II вместе с детьми и прислугой. Или улица Урицкого, которого обвиняют в неимоверной жестокости по отношению к противникам коммунистической идеологии. По некоторым оценкам, количество жертв, убитых по его приказу, составило не менее пяти тысяч человек. Или как можно было одну из древнейших улиц в городе переименовать в улицу Парижской коммуны?! При чём тут Смоленск? <…> А почему нет улицы настоящих героев Отечества? Взять того же воина Егорова, водрузившего знамя над Рейхстагом в Берлине в 1945 году.

Табличка с историческими названиями улицы

1. Каков тезис (основная мысль) в фрагменте исследовательской работы Кирилла Голенкова? Какие аргументы для доказательства данного тезиса приводятся? Какой контрдовод (противоположный аргумент) содержится в данном отрывке?

2. Сформулируйте ваше отношение к возвращению дореволюционных наименований улиц. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

1. Что лежит в основе дореволюционного наименования указанных в таблице улиц?

2. Какие храмы и монастыри, название которых лежит в основе дореволюционного наименования улиц, сохранились до нашего времени?

3. Известно ли вам, как проблема возвращения улицам дореволюционных названий решается в Смоленске?

1. Узнайте, в названиях каких районов Смоленской области присутствует православная топонимика?

2. Используя дополнительные источники информации, продолжите список городов в России, чьи названия связаны с православной культурой: Архангельск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Ставрополь…

3. Подготовьте сообщение на тему «Православная топонимика моего города (посёлка, села, района)».