Горячей, преданной любовью любит народ свои монастыри, где оставившие мир возносят к Богу тёплую молитву за него.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
1. Свято-Троицкий мужской монастырь
Троицкий Болдин монастырь (Троице-Болдин монастырь, Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь) — мужской православный монастырь Смоленской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в деревне Болдино Смоленской области, в 15 км. от города Дорогобужа.
Обитель была основана в 1528 г. на берегу речки Болдинки в дремучем лесу около Смоленской дороги преподобным Герасимом Болдинским. В 1580–1590-х гг. в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Фёдор Савельевич Конь. Территория обители была окружена крепостной стеной длиной около километра, с угловыми башнями и дозорными вышками. На месте старого деревянного был построен новый пятикупольный каменный собор во имя Святой Троицы. Внутри стены храма были расписаны московскими иконописцами. На территории монастыря был также построен двухэтажный трапезный Введенский храм.
С 1611 по 1655 г. монастырь находился во владении поляков и в нём жили католические монахи. В 1656 г. монастырь вновь был освящён как православный.
В конце XIX в. монастырь переживает время своего расцвета. Были отремонтированы старые постройки, построены новые кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников. На месте первой кельи преподобного Герасима Болдинского была поставлена каменная часовня. На территории монастыря была своя мельница, озеро, большой сад.
С 1919 по 1927 г. под руководством выдающегося архитектора-реставратора П. Д. Барановского в монастыре были проведены реставрационные работы. В бывших монастырских зданиях организован историко — художественный музей, а с ноября 1929 г. монастырь был вообще официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме — колхозный завод по производству сыров, в часовне — сепаратор для переработки молока.
Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов: в зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. Во время отступления в марте 1943 г. немцы заминировали и взорвали его храмы и колокольню. В 1964 г. под руководством П. Д. Барановского по сохранившимся довоенным обмерам и фотографиям началась реставрация монастыря. В настоящее время практически все постройки монастыря восстановлены. Возрождён монастырский некрополь.
С 1991 г. Болдинский монастырь находится в ведении Русской Православной Церкви. В 2001 г. в монастыре были обретены мощи преподобного Герасима Болдинского.
1. Составьте рассказ о Свято-Троицком мужском монастыре.
2. Какую роль в становлении обители сыграл преподобный Герасим Болдинский?
2. Спасо-Вознесенский женский монастырь
Спасо-Вознесенский монастырь находится в Смоленске, на улице Конёнкова. Он был основан в 1630-е гг. иезуитами. В православный монастырь он был преобразован в 1665 г., когда Смоленск был возвращён Московскому царству. Сюда перевели монахинь Оршанского Кутеинского монастыря. По преданию, в 1660-е гг. в монастыре воспитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина, будущая мать Петра I. Некоторые учёные считают, что родители Натальи Нарышкиной похоронены на кладбище при Вознесенском монастыре (могила не сохранилась).
После разграбления в 1693 г. старой деревянной церкви по указу Петра I началось строительство каменной Вознесенской церкви. Государством были выделены казённые средства. В её строительстве под руководством известных русских зодчих О. Старцева, Д. Калинина, К. Мымрина принимали участие ярославские крестьяне и смоленские стрельцы.
По мнению учёных, в облике собора сказались черты архитектуры петровского времени. Собор двухэтажный, на первом этаже располагается церковь преподобного Сергия Радонежского. В 1764–1765 гг. к собору был пристроен Екатерининский придел -небольшой одноглавый храм в стиле раннего классицизма. По проекту губернского архитектора Альшевского в 1830 г. в классическом стиле была возведена надвратная церковь Ахтырской иконы Божией Матери.
В конце 1920-х гг. здание Вознесенского собора было передано в распоряжение клуба рабочих типографии. Колокола сняли и отправили на переплавку, судьба иконостаса и часов с колокольни неизвестна. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. Отреставрирован в 1968–1969 гг. (по проекту Г. М. Аптекина и В. В. Шеко), интерьер (по проекту С. В. Шестопала) был приспособлен под выставочный зал.
Спасо-Вознесенский женский монастырь был открыт в 2004 г. В 2006 г. монастырю была передана церковь великомученицы Екатерины исторического Вознесенского монастыря, а в 2009 г. монастырю вернули второй этаж Вознесенского собора и храм Ахтырской иконы Божией Матери.
В настоящее время обитель активно восстанавливается. Так, 8 августа 2010 г., в праздник Всех Святых, в земле Смоленской просиявших, состоялся чин освящения звонницы и поднятия колоколов. На данный момент новая звонница насчитывает 14 колоколов и является самой большой в Смоленской епархии. Колокола были отлиты в лучших мастерских Балтийского литейного завода. Самый большой колокол весит 5 т., а общий вес звонницы составляет более 10 т.
В начале сентября 2010 г. был освящён и установлен главный купольный крест Спасо-Вознесенского женского монастыря, который имеет 4 м в высоту и 3 м в ширину.
В монастыре совершаются богослужения, при обители работают швейная и иконописная мастерские.
1. Составьте рассказ о Спасо — Вознесенском женском монастыре.
2. Какое отношение имеет Наталья Нарышкина к обители?
3. Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь
Монастырь находится в городе Дорогобуже на Интернациональной улице. Впервые мужской монастырь во имя великомученика Димитрия Солунского упоминается в источниках в 1576 г. Первые церкви монастыря — Димитрия Солунского и Рождества Богородицы — были деревянными. Из летописей известно, что со временем монастырь так разросся, что даже братия Троицкого Болдинского монастыря арендовала у него пойменные луга, пруд и мельницу.
В Смутное время, в начале XVII в., монастырь был разрушен польско-литовскими захватчиками. Лишь спустя столетие, в 1703 г., на пожертвования дорогобужских посадских людей Петра Кондратьева и Демида Иванова началось возрождение монастыря. Был построен каменный храм во имя Святого Духа, с двумя приделами —Рождества Богородицы и Димитрия Солунского. В нём хранились святыни монастыря — чудотворные иконы Иерусалимской Божией Матери и святителя Николая, которые, к сожалению, впоследствии погибли.
Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен немецкой авиабомбой. После войны сохранившиеся строения оборудовали под больничный комплекс.
В 1990-е гг. болдинскими монахами во главе с архимандритом Антонием (Мезенцовым) начались работы по возрождению монастыря, продолжавшиеся восемь лет. Во время строительных работ были обнаружены уникальные фрески святых Петра и Павла начала XVIII в. по обе стороны от центрального входа в храм.
В октябре 1998 г. по благословению Священного Синода был открыт Димитриевский женский монастырь и создана женская община из девяти монахинь, переехавших из Никольского прихода города Сургута, Тобольской и Тюменской епархии. В период с 1998 по 2000 г. были проведены работы по реставрации храма, ремонту переданных обители корпусов и благоустройству территории.
1. Составьте рассказ о Дмитриевском Дорогобужском женском монастыре по следующему плану: история, храмы, святыни.
2. Какую роль в возрождении обители сыграл архимандрит Антоний (Мезенцов)?
4. Предтеченский Вяземский женский монастырь
Монастырь находящийся ныне в черте г. Вязьма, на улице Докучаева, был основан в 1542 г. преподобным Герасимом Болдинским по разрешению митрополита Макария и царя Иоанна IV.
Название обитель получила в честь первой деревянной церкви во имя Иоанна Предтечи. Церковь Вознесения Господня — второй деревянный храм, построенный при игумене Симеоне, ученике преподобного Герасима. Монастырь в разное время посещали: Иван Грозный (1566), Борис Годунов (1598), митрополит Ростовский и Ярославский (будущий патриарх) Филарет (1619), Алексей Михайлович (1654, 1655, 1656, 1657 г.), патриарх Никон (1656).
В годы Смуты в начале XVII в. монастырь неоднократно подвергался разграблению польско-литовскими отрядами. Но уже в правление царя Михаила Фёдоровича Романова на территории монастыря начинается активное каменное строительство. На месте деревянной церкви в 1630 — 1638 гг. был возведён трёхшатровый каменный храм Божией Матери «Одигитрия» с приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. В 1650 г. была построена новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня с трапезной.
В XVIII в. в монастыре была организована семинария, которая в 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны была переведена в Москву на Крутицкое подворье. Позднее в обители было создано Духовное училище, просуществовавшее до 1918 г.
В 1750 г. был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1812 г., как и многие другие храмы и монастыри Смоленщины, монастырь был разграблен французскими войсками. В 1880-е гг. был построен каменный двухэтажный гостиничный корпус.
В 1912 г. в монастыре проводил исследования советский архитектор — реставратор П. Д. Барановский, материалы которых легли в основу реставрационных работ 1970—1980гг.
При советской власти был закрыт Вознесенский собор (1930), разрушена Знаменская церковь (1946). На территории монастыря в разное время размещались спичечная фабрика, пивоваренный завод, мастерские общества слепых, склады городского торга и аптечного управления. В 1980-е гг. на территории монастыря начались реставрационные работы.
В 1990 г. Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был вновь открыт. 11 августа 1991 г. был освящён храм Вознесения Господня. В 1995 г. монастырь был преобразован в женский. В начале 2000-х гг. были освящены главный престол храма Одигитрии и колокола на звоннице.
Неотъемлемой частью современной монастырской жизни является паломническая деятельность. Монахини с большой любовью и заботой принимают многочисленных паломников, а также организуют паломнические поездки по святым местам.
За время своего существования обитель много раз подвергалась разорению и опустошению, убранство её храмов и святыни бесследно исчезали. Однако молитвами святых создателей и покровителей обитель вновь и вновь возрождалась, и появлялись новые иконы, святые мощи Божиих угодников.
Святыни возвращались прихожанами, привозились паломниками со святых мест, из разных уголков мира. Сейчас в монастыре в храме Вознесения Господня хранится великая святыня — крест-мощевик с частицами мощей святого Иоанна Крестителя, а также частицы мощей святого Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, святых преподобных Оптинских старцев, святого преподобного Ферапонта, преподобного Герасима Болдинского, святителя Питирима (епископа Тамбовского), Вифлеемских младенцев из Святой Земли; камень со Гроба Господня в Иерусалиме; чудотворный образ Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (один из списков).
1. Составьте рассказ о Предтеченском Вяземском женском монастыре по следующему плану: история, храмы, святыни.
2. Какую роль в становлении Предтеченского Вяземского женского монастыря сыграл преподобный Герасим Болдинский?
5. Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь
Монастырь расположен на улице Маршала Жукова в Смоленске. Одна из старейших обителей Смоленщины была основана епископом Смоленским Игнатием между 1210 и 1219 гг. Впоследствии его преемником стал архимандрит Ефрем, автор жития святого Авраамия.
Первоначально монастырь назывался Богородицким, по имени первой церкви, освящённой в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы.
После постройки Преображенского собора (1755) монастырь был переименован в Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь.
В Смутное время, как и большинство обителей Смоленской земли, монастырь был разорён. Сначала в нём устроили католический училищный монастырь, затем упразднили. Обитель была возрождена только в 1654 г.
С 1728 г. при обители действовала Смоленская духовная семинария. Во второй половине XVIII в. в монастыре велось активное строительство. Для семинарии были выстроены отдельные учебные, библиотечные и жилые корпуса, сооружена ограда с башнями. В 1755—56 г. был построен двухэтажный каменный собор. Верхняя церковь была освящена в прославление Преображения Господня, нижняя — во имя святых чудотворцев Авраамия и Меркурия. В 1773 г. была построена Введенская церковь.
Во время Отечественной войны 1812 г. монастырь снова пострадал от неприятеля: французы превратили его в военный лазарет. Однако жизнь в обители возродилась вскоре после окончания войны.
В начале ХХ в. в монастыре проживали более пятидесяти насельников. В 1918 г. обитель была закрыта. На территории бывшего монастыря был размещён концлагерь. Затем здесь размещались военнослужащие Белорусского военного округа.
В годы Великой Отечественной войны были разрушены Введенская церковь, Святые врата и ограда, после войны были ликвидированы остатки монастырского кладбища.
С 1972 по 1974 г. проходили работы по реставрации Преображенского собора, переданного в конце 1970-х гг. областной библиотеке под книгохранилище. Остальные помещения монастыря занимали медицинские учреждения.
Возрождение монастыря началось в 2001 г., но его возвращение Русской Православной Церкви было завершено лишь спустя 12 лет.
В настоящее время в монастырском храме хранятся чтимые иконы с частицами мощей смоленских и общецерковных святых. Неподалёку от обители находится святой источник, выкопанный, по преданию, самим преподобным Авраамием Смоленским. Главная святыня монастыря — мощи преподобного Авраамия — исчезла в начале XVII в.
1. Составьте рассказ о Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре по следующему плану: история, храмы, святыни.
2. Как повлияли на судьбу обители ключевые события в истории Смоленщины?
6. Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь
Монастырь, расположенный в центре г. Рославля на берегу реки Становки, впервые упоминается в летописи под 1560 г. Однако есть данные, что обитель к этому времени уже существовала. По преданию, её основал князь Ростислав Мстиславич. Монастырь первоначально назывался Ильинским — по первому храму, освящённому в честь пророка Илии.
В годы Смуты монастырь был разорён и начал восстанавливаться только в 1634 г. Тогда был построен деревянный храм во имя Преображения Господня.
В конце XVIII в. монастырь был упразднён, а Преображенский храм стал приходской церковью. Монастырская жизнь была возобновлена в начале XIX в.
Обители были выделены земли, на средства жителей Рославля был построен Преображенский собор (1811–1819) в классическом стиле, с приделами Святой Троицы и пророка Илии. В соборе хранились две почитаемые иконы: Тихвинской Божией Матери и великомученицы Варвары.
Одновременно со строительством каменного собора велись работы по сооружению монастырской ограды с тремя башнями. До нашего времени сохранились лишь северо-восточный участок стены и одна угловая башня. Позднее — в 1857—1872 гг. — была возведена церковь Святого Александра Невского. Она была заложена как памятник окончанию подрядных работ при строительстве Московско — Варшавского шоссе.
На протяжении всей своей истории монастырь был центром духовного просвещения рославльчан. При нём с 1823 г. действовали Духовное училище и православная гимназия, учебный корпус которой был расположен в бывших братских кельях.
До революции обители принадлежали Кирилловская часовня и монастырская школа, расположенные неподалёку от монастыря. В часовне хранилась древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Ежегодно 19 апреля сюда совершался из монастыря крестный ход в память спасения будущего императора Николая II при покушении на него в Японии (1891).
В советский период, в 1928 г. монастырь был закрыт. В здании храма располагался краеведческий музей. С 1942 г. он действовал как приходской храм, а в 1996 г. решением Священного Синода приход был преобразован в монастырь.
Составьте рассказ на тему «Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь: история и современность».
7. Свято-Троицкий женский монастырь
Обитель названа в память о древнем Троицком монастыре на реке Кловке. Первое упоминание о Троицком мужском монастыре относится к 1462 г. В 1632 г. русское войско во главе с М. Б. Шеиным подошло к Смоленску, чтобы отвоевать его у войск польского короля Сигизмунда III. Сподвижник Шеина князь С. В. Прозоровский расположил свой лагерь в Троицком монастыре. В августе 1633 г. русские войска, теснимые поляками, оставили лагерь и взорвали монастырь. Обитель на Кловке навсегда прекратила своё существование. Современный Смоленский Свято-Троицкий монастырь возник на новом месте — в самом городе, неподалёку от Соборной горы.
В 1674 г. в здании католического костёла был основан православный мужской монастырь. В монастыре было два храма, расписанных разными евангельскими сюжетами. На нижнем этаже каменной двухэтажной церкви располагался престол во имя Рождества Христова с приделом во имя святого Митрофания Воронежского, на верхнем — престол во имя Живоначальныя Троицы. Вторая церковь получила название в честь зачатия святой Анны, матери Пресвятой Богородицы Марии. С 1669 до 1740 г. Троицкий монастырь был резиденцией смоленских архиепископов.
События 1812 г. в истории Троицкого монастыря оставили глубокий след. Обитель была полностью разорена: разломаны царские врата, украшенные золотом и серебром, расположенные в верхней Троицкой церкви, одна половина уничтожена, кельи опустошены. От некоторых зданий остались одни стены. Разорение было настолько велико, что восстановление закончилось только через 8 лет — в 1821 г.
В 1925 г. Троицкий монастырь был закрыт, но богослужения в храме продолжались до 1934 г. Колокола храмов были пущены на переплавку, а в монастырских зданиях расположился техникум физкультуры. Обитель сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Затем на монастырской территории работала макаронная фабрика, существовал музей «Смоленский лён» и другие учреждения.
Монастырский комплекс был передан Русской Православной Церкви в 2008 г. По ходатайству митрополита Смоленского и Калининградского (ныне патриарха) Кирилла здесь был открыт женский монастырь. Сёстры обители занимаются восстановлением монастыря, ведут подсобное хозяйство.
Составьте рассказ о Троицком мужском монастыре по следующему плану: история, храмы, святыни.
1. Как вы понимаете слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что сегодня на современное монашество возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, «ибо по причине урбанизации жизни наши монастыри находятся в тесном соприкосновении с миром»?
2. Какова роль монастырей в становлении, укреплении и развитии православной культуры на Смоленщине?
3. Подготовьте сообщение о современном развитии одного из перечисленных в параграфе монастырей.
4. Подготовьте экскурсию по монастырям Смоленской области: составьте интерактивную карту монастырей Смоленщины, сделайте обзор храмов и святынь монастырей.