Есть молитва на Руси:
«Одигитрия, спаси,
Сохрани и защити,
Укажи нам, где пути!»Так ведётся испокон —
Правит нравственный закон,
И духовный мощный пласт,
Всем, кто верит, силы даст.Образ славой осиян.
Р. Ипатова
Я прошу: «Моих смолян,
Одигитрия, храни,
Им даруй благие дни!»
1. Древняя Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»
Одно из преданий связывает древнюю икону с монастырём Одигон близ Константинополя. Этот монастырь был основан в V в. Пульхерией — сестрой императора Феодосия II, правившего Византийской империей в 408–450 гг. Близ монастыря находился источник, воды которого исцеляли глазные болезни, а в самом монастыре проявлял и особую заботу
о слепых, которые приходили туда за исцелением. Возможно, отсюда и название монастыря Одигон (в переводе с греческого «поводырь (слепых)»), и название иконы Божией Матери «Одигитрия» — «Путеводительница». Другое предание связывает икону Одигитрии с Влахернским храмом близ Константинополя.
В Россию икона была принесена из Византии. Предполагается, что византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой дочь свою, выдавая её замуж в 1046 г. за русского князя Всеволода Ярославича.
После смерти князя Всеволода, княжившего в Чернигове, икона Одигитрии досталась по наследству его сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь перенёс икону — благословение своей матери — из Чернигова в Смоленск и поставил её в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 г. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.
По преданию, в 1239 г. именно после молитв горожан у смоленской Одигитрии Богоматерь призвала святого воина Меркурия на борьбу с войском хана Батыя. Спасение Смоленска от монгольского нашествия усилило почитание горожанами иконы Божией Матери.
В конце XIV в. (1398 г.) — начале XV в., когда Смоленск находился под властью Литвы, икона была перенесена в Москву. Однако смоляне печалились об отсутствии у них святыни, и в 1456 г. епископ Смоленский Мисаил, наместник города и знатные горожане отправились в Москву к великому князю Василию Тёмному. С помощью митрополита Ионы они упросили князя вернуть Одигитрию в Смоленск. С Смоленской иконы был сделан список (копия). А 18 января (по другим сведениям — 28 июля) того же года москвичи проводили чтимую икону с торжественным крестным ходом. Следующий раз смоленская Одигитрия была заблаговременно отправлена в Москву во время осады Смоленска польскими войсками Сигизмунда III в 1609 году (или после?). А когда поляки заняли Москву — в Ярославль. После освобождения Смоленска, в царствование Алексея Михайловича, Смоленская Одигитрия в 1655 году вернулась в Смоленск. Вновь икона побывала в Москве в 1666г. (по другим сведениям в 1669 г., 1672 г.), когда требовалось поновить потемневшую от времени живопись.
В 1812 г., во время вторжения в Россию наполеоновских войск, Смоленскую икону снова привезли в Москву. В день Бородинской битвы (26 августа), когда враг был на подступах к Москве, горожане обходили древнюю столицу крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами Богородицы. После этого Иверскую и Смоленскую иконы отнесли в Лефортовский дворец, чтобы перед ними помолились находившиеся там раненые воины. Когда Москву всё же было решено сдать противнику, Смоленскую икону вывезли в Ярославль, где она оставалась до конца Отечественной войны и потом была возвращена в кафедральный собор Смоленска.
Большой скорбью стало исчезновение этой великой христианской святыни в период гонений на Русскую Православную Церковь, начавшихся вскоре после революции 1917 г. До сих пор неизвестно, когда исчезла чудотворная Древняя Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и где она находится в настоящий момент. По одной версии, это могло произойти в 1930-е гг. до Великой Отечественной войны, по другой-перед взятием Смоленска нацистскими войсками в конце июля 1941 г. (Смоленск полностью был оставлен 28 июля 1941 г.). Можно с уверенностью утверждать, что ко времени возобновления богослужений в Свято-Успенском кафедральном соборе в начале августа 1941 г. чудотворной Смоленской иконы Божией Материи «Одигитрия» в нём уже не было.
1. Составьте развёрнутый план по теме «Древняя Смоленская икона Божией Матери „Одигитрия“».
2. Какова связь иконы с историей Смоленщины?
2. Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»
В самом начале тяжелейшего для Смоленска периода немецкой оккупации, во время уборки, проходившей в Свято-Успенском соборе 1 и 2 августа 1941 г., перед возобновлением в нём богослужений, был найден список с исчезнувшей чудотворной иконы — Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Она также всегда почиталась верующими как чудотворная. Облачённая во временную парчовую ризу найденная икона была поставлена на место исчезнувшего древнего образа, на котором она пребывает и по сей день.
Одно время в ряде исторических исследованиях считалось, что царём Борисом Годуновым для сооружённой в Смоленске в 1596—1602 гг. крепостной стены была прислана икона Божией Матери «Одигитрия», ставшая затем Надвратной, — список с древнего чудотворного образа Одигитрии, выполненный царским иконописцем Постником Ростовцем во времена Иоанна IV Грозного. Однако современные исследования, проведенные специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации и Смоленской епархии, позволяют утверждать, что Надвратная икона Одигитрии была выполнена в Смоленске одним из его жителей, и она не была списком древней Смоленской Одигитрии. Можно считать, что Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» является единственным и уникальным иконописным образом рубежа XVI—XVII веков, созданным до захвата города польскими войсками Сигизмунда III. В ней смоленским иконописцем было выражено духовное состояние смолян в тяжелые для Смоленска и всей России годы.
Икона была установлена в надвратной нише главной, Фроловской башни у Большого Днепровского моста, где она находилась до 1728—1729 года, до перенесения её в церковь Рождества Богородицы.
В начале Отечественной войны 1812 г., в ночь на 6 (18) августа, когда русским войскам пришлось оставить Смоленск, Надвратную икону забрала с собой 1-я артиллерийская рота капитана Глухова. Святыня до конца войны находилась в 3-й гренадерской дивизии русской армии. 25 августа перед Бородиным М. И. Кутузов — главнокомандующий русскими войсками — распорядился обнести Смоленскую икону по всем рядам войск и отслужить молебен, испрашивая у Богородицы помощи в предстоящем сражении.
После разгрома корпуса генерала Нея под селом Красным (5 ноября) Надвратную Одигитрию вернули в родной город на прежнее место.
В 1954 г. на пожертвования жителей Смоленска для иконы был изготовлен новый серебряный оклад весом 25 кг. В нём икона пребывала в Успенском соборе на протяжении почти 60 лет.
В 2012 г., когда праздновалось 200-летие победы в Отечественной войне 1812 г., икона Одигитрии совершила шествие по историческому пути русской армии через Бородино до самой Москвы. В 2012—2014 гг. стараниями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была проведена реставрация иконы. За века Надвратная икона неоднократно поновлялась — поверх потемневшего от времени изображения наносилось новое, то есть за всё время икона «переписывалась» шесть раз. Реставраторы сняли все наслоения, и сейчас перед нами предстаёт именно тот образ, который видели смоляне в начале XVII в.
15 февраля 2015 г. обновлённую икону Одигитрии торжественно встретили в Смоленске. Она была помещена на прежнее место в специальной климатической капсуле, которая защищает икону от повреждений и разрушений. Серебряный оклад, изготовленный в середине XX в., уже более несовпадающий с древним изображением, хранится в Успенском соборе отдельно.
Из-под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
— Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
— Смоленскую матушку, — поправил другой.
Ополченцы — и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, — побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчими. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, немец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и ополченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», — на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.
Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.
В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.
Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.
Л. Толстой «Война и мир», III том
Как вы думаете, почему Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» стала покровительницей и путеводительницей всего русского войска в Отечественную войну 1812 года?
В чём заключается разница между иконой и картиной?
Павел Флоренский (1882–1937) — известный богослов, религиозный философ, поэт — определил икону как «окно в тот мир», то есть в мир духовный, а иконостас как «границу между миром видимым и невидимым». То есть если основная цель художника — передача собственного мироощущения, то иконописца — открыть «окно в тот мир», помочь человеку, смотрящему на написанную им икону, обратить свой ум и сердце к Богу, духовному миру. Эта разница отражается и в том, как и что пишут художник и иконописец. Картина, даже если на ней изображён религиозный сюжет, отражает индивидуальность автора. Каждый художник ищет себя, стремится по-своему расположить фигуры, подобрать цвета, положить краски и так далее, то есть выразить индивидуальное видение выбранного предмета, темы, чтобы его произведение было узнаваемо. Иконописец же при написании иконы не выражает себя, а следует вековым традициям, сложившимся в церковной живописи. Поэтому на иконах крайне редко можно увидеть подпись автора. Иконописание — это служение Богу. Недаром иконописцы во время написания иконы стараются соблюдать строгий пост и постоянно молиться, чтобы им открылся мир, частичку которого они хотят приоткрыть для людей с помощью иконы.
Иконы служат православным христианам как проводники в Царство Небесное, в мир святых. Молясь перед иконой, верующие молятся не самой доске с красками, а тому, кто на ней изображён. Почитая икону, называя её святым образом, они чтят именно изображённого на нём, его память. Точно так же люди хранят фотографии своих любимых, родственников.
Искусствовед И. К. Языкова определяет значение иконы в православной культуре следующим образом: «Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. <…> Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в её судьбе».
- Назовите главное отличие иконы от картины.
- Составьте план ответа на вопрос «Значение иконы в православной традиции».
Свидетелем и участником каких исторических событий была Надвратная икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия»?
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Какой смысл заключается в стихотворении Р. Ипатовой?
2. Что вам особенно запомнилось в истории двух икон Смоленской Божией Матери «Одигитрия»?
3. Как вы понимаете высказывание Е. Трубецкого, что «икона… составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу»?
4. Узнайте и расскажите о чудесах, совершившихся от Смоленской иконы «Одигитрия».