§ 20. Собор Успения Пресвятой Богородицы

В облака упирается звонницей
Пятиглавый Успенский собор:
Ему в ноги и Солнце поклонится,
Расстилая закатный ковёр

Золотых куполов пятицветие —
Будто птица летит над землёй,
С высоты озирая столетия,
Озаряет Смоленск красотой.

Колокольными лёгкими звонами
Вселит в души добро и покой,
Пролетит серебристыми клёнами
На луга за уснувшей рекой.

В. С. Коробов

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 г. Это было первое каменное здание в городе. В первоначальном виде собор сохранялся до начала XVII в.

В 1611 г. после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего часть собора была разрушена.

Новая история собора начинается после возвращения Смоленска в состав Московского государства. В 1677 г. на месте разобранного Мономахова собора по указу царя Алексея Михайловича под руководством зодчего Алексея Королькова был заложен новый собор. На строительство из казны было отпущено 2 тыс. рублей серебром и 399 пудов железа. Строительство нового здания продолжалось почти 100 лет и закончилось в 1772 г. Возведением собора на разных этапах руководили архитекторы Антон Шедель и Пётр Обухов

Общая площадь Успенского кафедрального собора более 2000 м2, что почти в два раза больше площади Успенского собора в Московском Кремле, высота его стен около 70 м.

Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Пресвятой Богородицы

Здание собора не пострадало ни во время наполеоновского нашествия, ни во время гонений на Церковь в советский период, ни во время немецко-фашистской оккупации.

В XX в. Свято-Успенский собор постигла участь многих православных церквей. Он был закрыт в 1933 г. В стенах храма располагался антирелигиозный музей. Богослужения в соборе были возобновлены в 1941 г.

В церковном календаре православные христиане выделяют двенадцать особенно значимых праздников, установленных в память о событиях священной истории. Отсюда их наименование «двунадесятые» праздники. Стоит отметить, что самый главный христианский праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, его называют «праздников праздник».

В числе двунадесятых праздников есть Господские праздники (в честь Господа Иисуса Христа) и Богородичные праздники (в память о событиях жизни Пресвятой Богородицы). К Богородичным праздникам относятся: Рождество Богородицы (8 / 21 сентября по старому и новому стилю соответственно), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Успение Богородицы (15 / 28 августа).

Помимо четырёх двунадесятых праздников Богородице посвящены многочисленные праздники в честь чтимых икон Божией Матери, точное число которых не известно (насчитывается около 700).

Как видно из названий великих Богородичных праздников, они посвящены Рождеству, Введению во храм, Благовещению, Успению Богородицы.

Рождество Богородицы — рождение матери Иисуса Христа у престарелых родителей Иоакима и Анны. Введение во храм — введение трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, при котором она воспитывалась до совершеннолетия. Благовещение — благая весть от Бога, переданная Марии архангелом Гавриилом о грядущем рождении от Неё Спасителя — Иисуса Христа.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы посвящён воспоминанию о смерти (успении) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Девой Марией и совершить Её погребение. Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Свято-Успенского кафедрального собора Смоленска.

Успение. Икона. Первая четверть XV века. Тверская школа. Государственная Третьяковская галерея

Смоленский Свято-Успенский собор — сердце нашего города, его визитная карточка. Его воспевают в своих произведениях многие поэты. Обратимся к стихотворению В. Коробова, которое является эпиграфом данного параграфа. Оно яркими образными средствами передает красоту и величие собора, его духовную силу и мощь.

В первой строфе стихотворения содержится гипербола. Найдите ее и объясните, с какой целью автор употребляет эту гиперболу. Как вы понимаете метафору «ему в ноги и Солнце поклонится»? Найдите в последней строфе строку, в которой выражена духовная сила святыни?

1. Перечислите основные даты истории Свято-Успенского собора.

2. Раскройте содержание праздника Успения Пресвятой Богородицы на основе разъяснения митрополита Антония Сурожского: «Успение — слово славянское, оно значит, что Божия Матерь уснула, как говорили в древности, сном земли, умерла. Но в слове „умереть“ много горечи, чувства поражения. В слове „успение“ — чувство покоя. И действительно, в празднике Успения мы радуемся о том, что Божия Матерь, Чьей верой Христос пришёл на землю, Чьей верой Он был свободен совершить Свой трагический путь, уснула сном земли, и что в этот момент Она снова оказалась лицом к лицу с воскресшим и вознёсшимся на небо Своим Сыном и Своим Богом».

2. Святыни Успенского собора

В Свято-Успенском соборе хранятся святыни, которые известны далеко за пределами Смоленщины, — плащани́ца «Положение во гроб» (XVI в.), Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.), о которой вы узнаете в следующей теме, и сандалии мученика Меркурия (XIII в.), с подвигом которого вы уже познакомились.

Бесценным сокровищем Успенского собора является старинная плащаница «Положение во гроб». На ней изображено положение во гроб Иисуса Христа. Плащаница — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа. Также бывают плащаницы с изображением усопшей Богородицы.

Плащаница в Смоленском Успенском кафедральном соборе

Плащаница, хранящаяся в Успенском соборе, — прекрасное произведение древнерусского шитья из мастерской Ефросиньи Старицкой, тётки Ивана Грозного. На ней вышиты дата создания (1561) и авторская надпись, расположенная справа вертикально у ног усопшего Спасителя. Надпись шита вязью, золотом в две строки. Она сообщает о том, что плащаница — вклад в Московский Успенский собор на помин души князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного, и его матери Ефросиньи.

В России сохранилось ещё три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна — в Троице-Сергиевой лавре, вторая — в музеях Московского Кремля и третья — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора — самая большая и самая лучшая по сохранности. По своей древности, чистоте отделке золотом, серебром и шёлком разных оттенков, мастерству исполнения плащаница представляет собой драгоценную редкость.

В 1812 г. французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями увезли и этот шедевр. Из обоза, отбитого у неприятеля русским отрядом на территории Смоленщины, плащаница была передана в Смоленский Успенский собор. Несколько позже, учитывая важную роль и выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 г., было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленском Свято-Успенском соборе. Ныне она находится в застеклённой витрине у северо-западного столпа.

1. Какие святыни находятся в Успенском соборе Смоленска?

2. В чем состоит уникальность хранящейся в Успенском соборе плащаницы?

3. Иконостас Успенского собора

Великолепный пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730–1740 гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас собора — выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика.

Иконостас Смоленского Успенского кафедрального собора

Высота иконостаса — 31 м. На фоне позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким, насыщенным цветом. Всего их насчитывается 99. Они разделены богато украшенными колоннами, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клёна, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон.

Иконы иконостаса неоднократно реставрировались и заменялись. 5 июня 2010 г. патриарх Кирилл освятил воссозданный к юбилею города иконостас Свято-Успенского кафедрального собора.

Известный смоленский краевед и искусствовед В. М. Аникеев описывает этот иконостас следующим образом: «Уходящий ввысь под самые своды предалтарный деревянный резной иконостас поражает своим великолепием. Каскады витых колонн, увенчанных капителями; многоярусные карнизы; филёнки, обрамляющие живопись; створки Царских врат — всё торжественно сияет в потоке света, льющегося через окна собора. Мерцающие позолотой гроздья винограда, цветы подсолнуха, мальвы, листья аканта и дуба переплетаются в сложном узоре двухслойной резьбы. Столь же прекрасны иконостасы у стен и столбов, резные напрестольная сень и архиерейское место — творения мастеров XVIII века».

1. Что такое иконостас?

2. Каковы особенности иконостаса Смоленского Успенского собора?

1. О каких событиях в истории Смоленского Успенского собора свидетельствуют следующие даты: 1772, 1611, 1101, 1677 гг.?

2. Подготовьте рассказ с презентацией об одной из святынь Успенского собора.

3. Посетите Успенский собор и напишите эссе на тему: «Свято-Успенский кафедральный собор: история и современность».