§ 17–18. Новомученики и исповедники Смоленской земли

В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. Об этом подвиге должны знать все, — это наша задача, это наш венок на их могилу.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

1. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской

Патриарх Кирилл писал в своей книге «Новомученики и исповедники Церкви Русской. Подвиг исповедничества веры»: «Вся история Церкви — это история свидетельства о Божией правде, свидетельства не только словом и жизнью, но даже смертью. Именно это свидетельство мы называем мученичеством». В ХХ в. Русская Православная Церковь пережила невиданные до этого по масштабам гонения. Советская власть в первые десятилетия своего существования, строя «новый мир», беспощадно расправлялась со всем «старорежимным», в особенности с тем, что могло быть противопоставлено новой идеологии «воинствующего атеизма». Церковь обладала огромным влиянием на умонастроения русского народа, поэтому она виделась новой власти в качестве основного конкурента и даже врага. Верующие люди казались опасными ещё и потому, что они не боялись отстаивать свои убеждения, противостоять власти, а значит, подавали «плохой» пример другим. Отчасти для того, чтобы примером стойкости в отстаивании веры не вдохновлялись другие, гонения на христиан нередко проводились под завесой тайны: их обвиняли в контрреволюционных замыслах, в корысти (когда они не хотели отдавать церковные ценности), в измене Родине; проводили аресты под покровом ночи, объявляли сумасшедшими. Хотя много было и показных арестов, процессов, расстрелов, чтобы запугать и подчинить тех, кто ещё оставался на свободе.

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Смоленска

Новомученики и исповедники ХХ в. явили миру пример необыкновенного мужества. Они показали, что ни зверские пытки, ни заключение в промёрзшую одиночную камеру, ни тяжелейшие лагерные условия и работы, ни страх смерти не могут сломить дух человека, верующего во Христа, не могут помешать ему молиться и служить Богу. И как бы ни хотели власти скрыть от мира подвиг христианских мучеников, многое в итоге открылось: и имена святых, и места их страдания. Ведь в Евангелии сказано: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным».

А. И. Солженицын в своём монументальном произведении «Архипелаг ГУЛАГ» (ГУЛАГ — Главное управление лагерей) рисует яркую картину репрессий в СССР в период с 1918 по 1956 г. Вот что он пишет о христианах:

«Христиане шли в лагеря на мучение и смерть — только чтоб не отказаться от веры! Они хорошо знали, за что сидят, и были неколебимы в своих убеждениях! <…> Христиан было множество, этапы и могильники, этапы и могильники, — кто сочтёт эти миллионы? Они погибли безвестно, освещая, как свеча, только в самой близи от себя. Это были лучшие христиане России… И как сохранялись в лагере (уж мы видели не раз) истые религиозные люди? <…> Твёрдость, невиданная в XX веке! И как нисколько это не картинно, без декламации. Как не позавидовать этим людям?»

Какие качества характера заключённых христиан вызывают восхищение у А. И. Солженицына?

1. В чём состоит подвиг новомучеников и исповедников Российских?

2. Какое значение подвиг новомучеников и исповедников имел для восстановления Русской Православной Церкви в конце ХХ — начале XXI в.?

2. Смоленские новомученики

За всю тысячелетнюю историю Православия на Смоленщине прославлено около 80 святых. А с 1918 по 1972 г. — более 20 святых новомучеников! И это только известные имена. По подсчётам Е. М. Петровой, «всего за период с 1917 по конец 1950-х гг., согласно данным картотеки Смоленского отделения ассоциации жертв политических репрессий, в Смоленской области было репрессировано около 750 священников, монахов, диаконов, людей, работавших при церквях (старост, просфорниц и т. д.)».

Катынские страстотерпцы. Икона художественных мастерских ПСТГУ.

Вот далеко не полный скорбный и святой список смоленских новомучеников (в скобках указаны даты мученической кончины):

  • Священномученик Макарий (Гневушев) (1918)
  • Священномученик протоиерей Владимир Хираско (1933)
  • СвященномученикархиепископСерафим (Остроумов) (1937)
  • Священномученик священник Стефан Крейдич (1937)
  • Священномученик диакон Елисей Штольдер (20августа 1937)
  • Священномученик священник Иаков Леонович (28 сентября 1937)
  • Священномученик архиепископ Дамиан (Воскресенский) (3 ноября 1937)
  • Священномученик протодиакон Никита Алмазов (28 ноября 1937)
  • Священномученик протоиерей Николай Заболотский (15 декабря 1937)
  • Священномученик протоиерей Владимир Лозино-Лозинский (26 декабря 1937)
  • Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский) (31 декабря 1937)Священномученик священник Владимир Преображенский (31 декабря 1937)
  • Священномученик протоиерей Владимир Пастернацкий (январь 1938)
  • Мученик Иоанн Попов (8 февраля 1938)
  • Преподобномученица инокиня Александра (Самойлова) (22 марта 1938)
  • Преподобномученик архимандрит Владимир (Волков) (25 марта 1938)
  • Священномученик священник Феодор Недосекин (30 апреля 1942)
  • Священномученик протоиерей Василий Смоленский (12 июня 1942)
  • Мученица Евфросиния Тимофеевна Тимофеева (5 ноября 1942)
  • Священномученик священник Димитрий Крючков (9 сентября 1952)

За каждым именем стоят скорби и страдания священнослужителей, которые ценой своей жизни не отказались от Христа. Яркую, образную картину новомученичества мы находим в стихотворении Л. Кудряшовой.

Горя пред Богом будто бы свеча
И отодвинув времена и сроки,
Они глядят так кротко. И молчат.
Но громко говорят архивов строки.

Какие лица смотрят со страниц! —
Сквозь боль и скорбь глядят святые лики,
Таких сегодня не увидишь лиц —
Небесной славы огненные блики.

Сияет свет и отблеск торжества
Сквозь зла нерасторжимую поруку,
Сквозь тюрем мрак, мученье естества,
Сквозь холод, боль и карцерную муку.

Ни тени страха. Тихая печаль
О Родине в годину испытанья,
И жертвенности строгая печать —
Голгофы русской таинство и тайна
.

Не помня о кровавых палачах,
Что правили жестокой круговертью,
Россию держат на своих плечах
Своею жизнью и своею смертью.

1. О чём, по вашему мнению, говорит тот факт, что из 80 смоленских святых, прославленных за тысячу лет Православия на Смоленской земле, четверть приходится на 1918–1972 гг.? Аргументируйте свой ответ.

2. Как вы понимаете выделенные в стихотворении Л. Кудряшовой метафоры?

3. Священномученик Серафим (Остроумов)

Одним из самых известных из смоленских новомучеников является священномученик Серафим (Остроумов) — последний довоенный правящий архиерей Смоленской епархии.

Епископ Серафим (Остроумов) в годы служения в Польше. Фото 1916 г.

Архиепископ Серафим (Михаил Митрофанович Остроумов) родился 6 ноября 1880 г. в Москве в семье псаломщика. До назначения на древнюю Смоленскую кафедру после окончания Московской духовной академии (1904) он прошёл большой нелёгкий путь служения в Польше и России.

Во время революционных событий 1917 г. он возглавлял Орловскую епархию. С приходом к власти большевиков начался крестный путь владыки: его дом подвергался обыскам, самого епископа неоднократно арестовывали
В 1922 г. владыку Серафима осудили на 7 лет заключения, но через два года выпустили. В 1926 г. снова последовал арест, служить в Орле ему запретили.

В 1927 г. архиепископ Серафим возглавил Смоленскую епархию, служил здесь в течение девяти лет, до своего последнего ареста в ноябре 1936 г., в самый тяжёлый для всей Русской Церкви период. Местом его проживания в Смоленске стал сохранившийся до наших дней дом № 16 на улице Фурманова.

Архиепископа Серафима по ложным, сфабрикованным показаниям обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 8 декабря 1937 г. в 18 часов в Катынском лесу недалеко от Смоленска.

Памятник священномученику Серафиму (Остроумову) в Катыни. Скульптор П. С. Добаев. 2014 г.

В 2017 г., к 80-летию со дня мученической смерти священномученика Серафима (Остроумова), вышла книга епископа Серафима (Амельченкова) «Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского, в Польше и России», в которой описана многогранная образовательная, миссионерская и просветительская деятельность архипастыря. Автор книги уверен:

«Один из основных выводов, который можно сделать, исходя из изучения личности архиепископа Серафима, — даже если бы ему не было суждено принять мученичество, он бы всё равно был прославлен в лике святых за свой неимоверный пастырский талант, за самоотдачу пастве и всем людям. Это был подлинный аристократ духа. Остаётся только сожалеть, что такие люди, как владыка Серафим, были уничтожены в огромном количестве — это цвет нашего народа, нашего Отечества и нашей Церкви».

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 г. архиепископ Серафим был причислен к лику святых и включён в Собор святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. День его мученической кончины — 8 декабря стал днём, в который Церковь чтит его святую память.

Священномученик Серафим (Остроумов). Икона храма Воскресения Христова в Катыни.

1. Опираясь на знания, полученные в результате изучения § 7–8, предположите, с чем был связан арест владыки Серафима в 1922 г.

2. Объясните высказывание епископа Серафима (Амельченкова) о том, что, если бы священномученик Серафим не стал мучеником, он всё равно был бы прославлен в лике святых.

1. В чем заключается разница между такими чинами святости, как мученики и исповедники?

2. Подготовьте сообщение (с презентацией) о смоленском храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

3. Подготовьте презентацию о священномученике Серафиме (Остроумове).

4. Подготовьте презентацию об одном из смоленских новомучеников.

5. В чём заключается актуальность подвига новомучеников для нашего времени?