§ 15–16. Святой равноапостольный Николай Японский

Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского? <…> Оно — самое прямое и непосредственное служение Богу и служение самому высшему благу ближних, а именно вечному спасению их

Святитель Николай Японский

1. Жизнеописание святого Николая Японского

Равноапостольный Николай Японский. Фото начала ХХ в.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), родился 1 августа 1836 г. в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. После окончания Бельского духовного училища он поступил в Смоленскую духовную семинарию. В 1857 г. он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 г. выпускник академии был пострижен в монашество с именем Николай, затем рукоположён в иеродиакона, а 30 июня — в сан иеромонаха. По собственному желанию иеромонах Николай был назначен в Японию настоятелем консульского храма города Хакодате.

К моменту приезда святителя Николая в Японию в ней существовал запрет на христианскую проповедь. Сами японцы воспринимали христианство как злодейскую секту. Это нередко приводило к открытому насилию и расправе над приезжими христианами. Только в 1873 г. в Японии законодательно разрешили свободу вероисповедания своим гражданам, с этого времени миссионерская деятельность Церкви на территории Японии проводилась открыто.

В течение нескольких лет отец Николай изучал историю, язык и культуру японцев. Благодаря его трудам была образована Российская Духовная Миссия в Японии. Святитель Николай организовывал строительство православных храмов, духовных школ и училищ, издавал журнал «Церковный Вестник». Глубоко изучив японский язык, он осуществлял переводы богослужебных и других книг на японский язык. В 1880 г. он был рукоположён в сан епископа.

Из истории Церкви мы знаем, что ученики Иисуса Христа — апостолы — разошлись с евангельской проповедью по всему миру. Часто в разных городах они основывали общины христиан. Служение апостолов было связано с постоянным движением, они переходили из города в город. Поэтому, уходя дальше, они оставляли для духовного руководства новообразованной общиной наиболее опытного человека — епископа. Часто в управлении местной общиной епископу помогал совет старейшин — пресвитеров. Таким образом, с самых первых веков существования Христианской Церкви в ней начала складываться определённая иерархия.

Посвящение в иерархический священный сан называется рукоположе́ние или хирото́ния (во время посвящения произносится молитва с возложением рук на посвящаемого).

Современная церковная иерархия представляет собой три степени священства: епископы (архиереи), пресвитеры (священники, иереи) и диаконы, все вместе именуемые священнослужителями.

Епи́скопы (архие́реи) возглавляют христианские общины — прихо́ды, находящиеся на территории церковной области — епа́рхии. Почётные епископы имеют титул архиепи́скопов или митрополи́тов. Титул митрополита также имеют епископы, возглавляющие митропо́лии (митрополичьи округа) — объединения нескольких епархий. Епископ, который не возглавляет епархию, а помогает епархиальному епископу, именуется вика́рием.

Все приходы, епархии и митрополии объединены в большие, исторически сложившиеся Поме́стные Церкви. Главные епископы наиболее древних Поместных Церквей именуются патриархами. Епископы могут совершать все Таинства, включая рукоположение в священный сан пресвитеров и диаконов (Таинство Священства). Самого епископа рукополагает собор (собрание) епископов. В сан епископа рукополагают только монашествующих.

Пресви́теры (священники, иере́и) совершают все церковные Таинства кроме рукоположения (Таинства Священства). Почётные иереи имеют сан протоиере́я или протопресви́тера. Священники-монахи именуются иеромона́хами (иеромонахи в схиме — схииеромона́хами или иеросхимона́хами). Настоятели монастырей — игу́мены. Почётные иеромонахи или игумены имеют сан архимандри́тов.

Диа́коны сами не совершают церковных Таинств, а лишь помогают при их совершении. Старшие или заслуженные диаконы возводятся в чин протодиаконов. Монашествующих диаконов называют иеродиа́конами, а протодиаконов — архидиа́конами.

Помимо священнослужителей в Церкви несут служение церковнослужители. К ним относят чтецов — встречаются наименования: псаломщик, свещеносец, пономарь, алта́рник (устар. дьячок) и иподиа́конов.

Труднейшим периодом в жизни Николая Японского стала Русско-японская война 1904—1905 гг. По всей стране стали проявляться антирусские и антихристианские настроения. В начале войны неоднократно фанатиками предпринимались попытки физического уничтожения христиан и самого святителя. Все русские из дипломатической миссии вынуждены были покинуть Японию. Остался только епископ Николай. Японское правительство объявило о неприкосновенности миссии японцев-христиан. Для епископа Николая правительством была организована охрана. Это говорит о том, насколько уважало правительство Японии епископа Николая. В 1906 г. за труды по распространению православной веры в Японии и «христианское подвижничество во время минувшей войны» Николай был возведён в сан архиепископа.

Результатом пятидесятилетнего служения владыки Николая на японской земле было создание Японской Православной Церкви. К 1912 г. в ней было 33017 христиан; 226 православных общин, 43 священнослужителя, в том числе архиепископ и епископ (оба русские), 35 священников (все японцы), 6 диаконов (один русский, остальные японцы). Помимо этого, в Японской церкви трудилось 14 учителей пения, 116 катехизаторов, в семинарии обучалось 94 семинариста, в женских духовных училищах в Токио и Киото обучалось 80 учениц.

Епископ Николай со священнослужителями. Фото около 1890 г.

Кроме того, Николай Японский оставил огромный опыт миссионерской работы и преподавательской деятельности, научные труды по истории, культуре и религии Японии.

Миссионе́рство, или ми́ссия, — это продолжение служения апостолов — проповедь христианского учения среди неверующих.

Катехиза́ция (от греч. — наставлять, оглашать) — это наставление в основах христианского вероучения, христианское просвещение уже уверовавших в Иисуса Христа людей. Катехизация готовящихся принять Крещение также называется оглашением, а сам готовящийся к Таинству Крещения — оглашаемым или оглаше́нным. Также катехизацией называют более глубокое изучение основ веры для уже крещёных.

Архиепископ Николай скончался 3 февраля 1912 г. Он был похоронен на Центральном старинном кладбище в Токио, где до этого никогда не хоронили европейцев. В похоронной процессии особо выделялся венок от императора Японии, что являлось знаком исключительной чести для иностранца.

Могила святителя Николая Японского. Токио, кладбище Янака.

Сегодня автономная Японская Православная Церковь — это три епархии, включающие в себя 150 приходов, на которых служит 40 священнослужителей. Всё это — наследие святого равноапостольного Николая Японского.

Как мы знаем, чина святости «равноапостольный» удостаиваются лица, прославившиеся проповедью Евангелия и обращением народов в христианство. Святой Николай Японский стал третьим равноапостольным русским святым после святой равноапостольной княгини Ольги, подготовившей почву для крещения Руси её внуком — вторым русским равноапостольным князем Владимиром. Канонизация святителя Николая Японского состоялась 10 апреля 1970 г. День его памяти 16 (3 по старому стилю) февраля.

1. Перечислите основные факты жизни святителя Николая Японского

2. Каковы результаты миссионерской деятельности святителя Николая Японского

2. Духовный подвиг святого Николая Японского

Святитель Николай целью своей жизни видел служение по распространению среди людей всего мира истины — христианского вероучения. «Я счастлив, что имею радость служить водворению Царствия Божия на Земле. Нет важнее сего служения на Земле», — писал святой. Ради этой высшей цели он готов был терпеть и преодолевать любые трудности. Проповедь христианства на японской земле была сложна не только тем, что миссионеру необходимо было в совершенстве владеть японским языком, знать обычаи и традиции японского народа, но и тем, что европейцы (в том числе и русские) в то время вызывали у местного населения открытую неприязнь. Кроме того, миссионер, проповедующий единобожие, воспринимался японцами как человек, который хочет, чтобы они отказались от своей культуры, основой которой является почитание многих богов. Именно поэтому в Японии было так много случаев физической расправы с христианами, а принявших христианство соотечественников считали предателями. В таких условиях святитель Николай выбрал единственно возможный путь к сердцам и душам японцев: «Вначале завоевать любовь, а потом нести слово». Сколько нужно знаний, терпения, стойкости, обходительности, чтобы нести благую весть в таких условиях, тяжело себе представить…

Святитель был очень трудолюбивым, целеустремлённым, энергичным человеком. Он считал, что миссионер не может отдыхать, если у него есть «хоть капля силы служить своему делу». «Хоть умереть в той борозде, где Промысел Божий судил пахать и сеять», — говорил он. Поэтому и распорядок дня святого почти не предполагал отдыха. День его начинался очень рано — в 5 утра, и начинался с молитвы. Очень часто он служил Божественную литургию. Затем святитель либо читал лекции в духовной семинарии или катехизаторской школе, либо обходил жилища японской бедноты, ободряя тёплым вниманием и добрым словом и материально помогая находящимся в трудном положении. С часа дня до половины четвёртого архипастырь занимался административными делами своей епархии: выслушивал доклады, проверял отчёты, решал проблемные вопросы, отвечал на многочисленные письма. В праздничные дни святитель проводил вечером богослужение. А если службы не было, то до позднего вечера, а часто и до глубокой ночи он занимался редактированием статей для печати и переводом Священного Писания и богослужебных книг на японский язык. Очень часто святитель путешествовал по своей епархии, проверяя на месте, всё ли в порядке, выясняя нужды местного населения, проповедуя основы христианской веры.

Несмотря на то, что такой распорядок дня отнимал у святителя много сил, современники отмечали его приветливость, теплоту и невозмутимость в общении с людьми любого положения и происхождения. Святой старался помогать всем: не только христианам, но и язычникам. Так, в 1891 г. он организовал сбор средств для пострадавших от землетрясения трёх японских провинций. Уважение к японским традициям и обычаям, внимательность, постоянная готовность оказать помощь, мудрость архиепископа Николая вызывали уважение и восхищение не только у простых японцев, но и властей. В июле 1910 г., во время празднования 50-летнего юбилея святителя, губернатор Токио Абе Коо сказал: «Мне кажется, что те заслуги, которые оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионера, но также заключаются в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране».

Святой равноапостольный Николай Японский отдал свою жизнь Японии и японскому народу, оставаясь при этом верным сыном своего Отечества. И сегодня он являет пример служения Богу, Православной Церкви и Российскому государству.

1. Как складывался распорядок дня Николая Японского?

2. Какие качества личности Николая Японского проявлялись в его миссионерской деятельности?

3. Дневники равноапостольного Николая Японского

Святитель Николай в течение своей жизни писал дневники. Занимаясь миссионерской деятельностью в течение полувека, он объездил всю Японию и подробно описывал эти поездки. Он детально записывал все сведения о посещаемых им поселениях и общинах. Миссионера интересовало всё: от природы до состава и занятий местного населения.

В дневниках святителя можно также прочесть размышления об истории Японии, о народных верованиях и обычаях японцев, образовании. Но всё же главное значение для потомков имеют мысли святого о сущности христианской веры, православного богослужения, нравственности и спасении души.

В обращении к читателям изданных в 2004 г. «Дневников святого Николая Японского» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II замечал: «Думаю, что такое полное издание дневников святого равноапостольного Николая Японского, содержащее исключительное по своему значению свидетельство его великого служения Богу и людям, обогатит церковную сокровищницу и, произведя глубокое благотворное действие на многих наших современников, будет способствовать их духовному совершенствованию и усвоению ими православной традиции».

Почитайте некоторые выдержки из дневников святителя и ответьте на вопросы.

1. «Разве добрые дела как некое сокровище человек понесёт на плечах за гроб? Нет, он не понесёт ничего, кроме собственной души. Наги все предстанем пред Господом. Что это значит? А вот что. Я трудился в Японии, хоть и плохо, всё же трудился, 35 лет; умри сегодня — что будет явлено завтра на Суде Божием? Явлено будет, нажил ли я смирение или гордость; если последнее… то Япония, значит, не только не послужила мне самому во спасение, но, напротив, погубила меня».

2. «Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей, чувств, желаний; всё это — как малые капли, сливаясь, образуют ручей, реку и море — составляет целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны оттого, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь — радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и бесконечная будущность будет, — счастливая или мучительная, славная или позорная, — каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения».

3. «Что страшнее смерча? А отчего он? От встречи двух ветров. Итак, если дует ветер злобы, подлости, глупости, то не возмущаться и не воздымать навстречу ветер гнева; тогда дрянной ветер разрушится сам собою в ничто; а иначе — ломка и гибель, а после угрызения и терзания. Сохрани меня, Господи, от гнева и дай спокойствие капитана, плывущего по неспокойному морю!»

4. «Говорить со всеми… кротко, разумно, от любви — тогда слово большею частью будет производить хорошее действие, по крайней мере, не будет вредить; говорить же гневно, гордо, нетерпеливо — слово будет гнилое — люди так и примут его, и хорошего ничего не выйдет; попробуй гноем кто брызнуть на кого — всяк вознегодует, станет смахивать, противиться; душевные болячки — гнев, лень, гордость, нетерпение, злоба, ненависть и прочие — не менее гадки, чем телесные, — из гнойной раны — гнева, гордости и прочих брызжущее слово — вонюче, мерзко, оттого и у людей возбуждает противодействие—тоже гнев, злость и т.п.».

  1. Какие мысли святого Николая Японского наиболее близки вам?
  2. В какой цитате содержится описание стиля миссионерской деятельности Николая Японского в Японии?

1. По материалам выдержек из «Дневников святого Николая Японского» заполните следующую таблицу. Подчеркните главную добродетель православного христианина.

ДобродетелиПороки


2. В чём заключается ценность «Дневников святого Николая Японского» для нашего времени?

1. На основании выдержек из «Дневников святого Николая Японского» напишите мини-сочинение на тему «Духовный облик Николая Японского».

2. Составьте развёрнутый план на тему «Духовный подвиг святого равноапостольного Николая Японского».

3. Прочитайте эпиграф к параграфу. Почему Николай Японский называет миссионерское служение самым возвышенным и благородным?