И ангел мне сказал: иди, оставь их грады,
А. Н. Майков
В пустыню скройся ты, чтоб там огонь лампады,
Тебе поверенный, до срока уберечь,
Дабы, когда тщету сует они познают,
Возжаждут Истины и света пожелают,
Им было б чем свои светильники возжечь.
1. Рославльское пустынножительство
Современный Рославльский район Смоленской области ранее был покрыт дремучими лесами, называемыми Рославльскими. Городов и населённых пунктов здесь было немного. Рославльские леса издавна привлекали всех, кто искал душевного покоя и уединения, — здесь селились монахи, основывая монастыри и пустыни.
Рославльские пустынножители, как огоньки среди ночной темноты, распространяли свет веры и благочестия на всех окружающих. Недаром память об этих угодниках Божиих хранится в веках.
Пу́стынь (мн.ч. пу́стыни) — название монастыря, расположенного в отдалённом от людских поселений, «пустынном» месте.
Пустынножи́тельство — это жизнь пустынножителя (жителя пу́стыни), отшельничество.
В книге «Пустынножительство в Рославльских лесах» наш земляк, выдающийся краевед Иван Иванович Орловский приводит биографические сведения о рославльских пустынниках, которых только за вторую половину XVIII в. и первую половину XIX в. насчитывается до 40 человек. Интереснейшие страницы этой книги посвящены образу жизни пустынников.
Выбрав подходящее место в лесу, отшельники строили себе кельи. Они представляли собой небольшие деревянные срубы в одну или две маленьких комнаты, без всяких привычных нам удобств. Питались пустынники тем, что давал им лес: ягодами, грибами, кореньями. Поскольку все они соблюдали строгий пост, то мяса они не ели вовсе, а рыбу — только по большим церковным праздникам. Некоторые возделывали огородные культуры — в основном репу. Иногда окрестные жители присылали подвижникам хлеб, крупы, масло, чай. За все эти дары пустынники благодарили Бога и молились за своих благодетелей.
Одежда монахов была также скромной. Носили они простые подрясники (длинная одежда до пят с узкими рукавами), на которые, по мере обветшания, ставили заплаты. Подрясник подпоясывали верёвкой или кожаным поясом. Обувью монахам служили лапти собственно ручного изготовления. На голове носили монашеские колпачки или тёплые крестьянские шапки.
Большую часть суток пустынники бодрствовали, молясь, читая духовную литературу и трудясь. В тёплое время года необходимо было заниматься огородом — копать, сажать, ухаживать за растениями; собирать и заготавливать на зиму грибы, ягоды, травы; ловить рыбу; строить новые или чинить старые кельи. Зимой тоже хватало хлопот: нужно было заготавливать дрова; ловить рыбу в скованных льдом водоёмах; плести лапти, чинить одежду. Любимым делом монахов было чтение и переписывание книг. Немного отдыхать от трудов пустынники позволяли себе только в церковные праздники.
В такой уединённой жизни было множество трудностей и опасностей: холод, бури, голод, нападения хищных зверей и разбойников. А в пустынных местах помощи ждать не откуда. Но верующие люди, а тем более монахи, всегда надеются на помощь Бога и не унывают. Вот как рассказывал об этих напастях один из рославльских пустынножителей XIX в. преподобный Моисей: «Волки постоянно выли около нас в продолжение всей зимы, но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра. Медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды, но никогда они нас не трогали, и мы жили с ними в мире».
1. Дайте общую характеристику Рославльского пустынножительства.
2. Преподобный Моисей, один из рославльских пустынников, ставший затем настоятелем крупного монастыря (Оптиной пустыни), вспоминал о своей отшельнической жизни с очень тёплым чувством. Как вы думаете, почему, ведь пустынножительство сопряжено с очень большими трудностями?
2. Святые преподобные Никита и Феофан Рославльские
В 2016 г. пустынножители Рославльских лесов схимонахи Никита и Феофан были причислены к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии. Днём памяти преподобного Никиты установлено 29 марта (11 апреля по новому стилю), день его преставления, а преподобного Феофана — 15 июня (28 июня по новому стилю), также день преставления.
Схима (также «великая схима») — высшая и наиболее строгая степень монашества.
Схимонах — монах принявший схиму.
Старец — духовно опытный человек, который своей благочестивой христианской жизнью приобрёл мудрость, понимание человеческой души и может помогать другим людям мудрым советом, наставлением. В монастырях это, как правило, священник-монах, которому в силу его духовного опыта поручено духовное наставничество над другими монахами. Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые даёт старец приходящим к нему людям.
Преподобный Никита родился в 1695 г. в Орле. О его жизни известно не очень многое. Основную часть монашеской жизни он провёл в Белобережской пустыни (Брянская область). Уже в очень преклонном возрасте, в 1780 г., он отправился в отшельничество в Рославльские леса. Преподобный построил келью недалеко от современного села Екимовичи. Здесь он прожил в подвижнических трудах около десяти лет. Затем вернулся в Белобережскую пустынь. Перед смертью схимонах Никита захотел вернуться в свою пустыньку и попросил на это благословение (разрешение) настоятеля. Так почти столетний старец снова начал вести уединённый образ жизни. Прожил в своей келье преподобный Никита около полугода. 29 марта (по старому стилю) 1793 г. он скончался и был похоронен своим учеником Досифеем. Несколько раз мощи святого Никиты перезахоранивали и находили тело и одежды его нетленными. Почитать старца как святого люди стали почти сразу после его смерти. Известны случаи исцеления больных у гроба преподобного.
Преподобный Феофан, в миру Фёдор Талунин, родился в XVIII в. Точная дата его рождения не известна. До того как стать монахом, он служил в Черноморском казацком войске. В какой-то момент он почувствовал призвание к монашеской жизни и ушёл в Сафрониеву пустынь (Нижегородская область).Затем он отправился в Молдавию в Нямецкий монастырь, где в то время настоятелем был известный своей высокой духов- ной жизнью старец Паисий Величковский. После смерти отца Паисия Феофан вернулся в Россию и в 1800 г. поступил в знаменитую Оптину пустынь. Один из Оптинских старцев, который также некоторое время был рославльским пустынножителем, преподобный Моисей вспоминал об отце Феофане: «В крайнем нестяжании и кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячею ревностью. В продолжение первой и последней седмицы Великого поста не вкушал ничего; в прочие посты принимал пищу на третий день». В 1819 г. старец сильно простудился и, проболев несколько месяцев, 15 июня (по старому стилю) скончался. Могила схимонаха Феофана находится примерно в 5 км. от деревни Семёновка в Моисеевой и Антониевой пустыни, названной по именам старцев Моисея и Антония, живших в этих лесах. К могиле совершается паломничество (посещение святых мест). Паломники просят у святого Феофана помощи и заступничества перед Богом, пьют воду из колодца, выкопанного, по преданию, самим преподобным. Они ощущают притягательную силу святого места и непередаваемую словами благодать.
Как вы думаете, почему о жизни рославльских пустынников известно так мало? Как это связано с монашеским и отшельническим образом жизни?
3. Духовный подвиг пустынножителей
Рославльские пустынножители, по образному определению И. И. Орловского, стали «светильниками миру, согревающий свет которых привлекал к ним со всех сторон людские сердца». Это определение тесно перекликается со стихотворением известного русского поэта А. Н. Майкова «Пустынник», которое является эпиграфом к данному параграфу. В нём в яркой образной форме передаётся содержание духовного подвига пустынножителей.
Поэт не случайно написал о том, что в пустыню скрываются по повелению ангела. Дело в том, что монашеский образ жизни предполагает отречение от своей воли. Монах на любое дело испрашивает благословение у Бога, а также разрешение у настоятеля монастыря. Отшельника в уединённом месте подстерегают не только физические опасности (холод, дикие звери, разбойники и т. п.), но и духовные. Православные монахи всех времён свидетельствуют, что, оставшись наедине с собой, человек подвержен очень сильным искушениям: может возгордиться своими подвигами, впасть в депрессивное состояние (уныние) и т. п. Поэтому на пустынножительство может решиться не каждый, а лишь тот, кто почувствовал к нему призвание и получил благословение на этот подвиг от тех, кто больше знает о духовной жизни.
В чём видит А. Н. Майков духовный подвиг пустынника, монаха-отшельника? «… Чтоб там огонь лампады, тебе поверенный, до срока уберечь…» Огонь лампады — это метафора, которая обозначает Божественные заповеди. Выполнить Божественные заповеди и восстановить во всей полноте общение человека с Богом — основная цель пустынников. Именно для этого монахи так ограничивают себя в условиях жизни, в желаниях, поэтому так много молятся и постятся. Идя к своей цели, отшельники получают бесценный опыт, с которым делятся со всеми желающими, познавшими «тщету сует», то есть бесполезность пустых, напрасных, не имеющих истинной ценности действий, слов, поступков. Этим людям, полностью отказавшимся от потакания своим желаниям, от удовольствий, научившимся бороться со своими страстями, открывались тайны человеческой души, а порой и тайны мироздания. Прекрасно о духовном подвиге рославльских пустынножителей писал И. И. Орловский.
Голод, холод, комары, звери, разбойники, тяжёлый физический труд и постоянная молитва. Современному человеку трудно понять, зачем, с какой целью выбирался такой образ жизни. И. И. Орловский в книге «Пустынножительство в Рославльских лесах» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Эта жизнь способствовала их нравственному самовоспитанию и совершенству вырабатывала в пустынниках и чистоту душевную, и ясность, и определённость в мыслях, и такую силу воли и выдержку характера, что им были не страшны никакие испытания. Из безмолвного уединения Рославльских лесов явились миру целые законченные личности, как отцы Моисей и Антоний, перед нравственным величием которых благоговейно преклонялись и бедные, и богатые, простые и знатные, и высокообразованные люди».
1. Как И. И. Орловский объясняет выбор отшельниками своего образа жизни? 2. Что «вырабатывал» в пустынниках их жизненный уклад?
1. Объясните, какое отношение к духовному подвигу имеют молитва и пост.
2. Почему опыт пустынножителей важен для всех остальных людей?
1. Составьте развёрнутый план сообщения «Образ жизни Рославльских пустынножителей».
2. Подготовьте презентацию о святых преподобных Никите и Феофане Рославльских (по выбору).
3. Определите в перечисленных словах «лишнее» слово: пустынножители, пустынники, отшельники, монастырь. Объясните свой выбор.
4. В чём заключается духовный подвиг пустынножительства?