Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздавались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества.
Из Жития Герасима Болдинского
1. Духовный путь Герасима Болдинского
Преподобный Герасим Болдинский был уроженцем Переяславля-Залесского. Он родился в 1490 г. Родители, о которых ничего кроме имён не известно, назвали сына Григорием. Мальчик, как написано в житии преподобного, не любил детские игры, предпочитая уединение, молитву и церковные службы. В то время в Горицком Успенском монастыре в Переяславле-Залесском (сейчас на территории монастыря размещается музей-заповедник) жил преподобный Даниил Переяславский, уже тогда известный своей подвижнической жизнью. Григорий очень хотел стать монахом и в тринадцать лет отправился в Горицкий монастырь, чтобы попросить преподобного взять его под духовное руководство. Видя большое желание мальчика вести монашеский образ жизни, святой Даниил принял его в монастырь. Вскоре Григорий был пострижен в монахи с именем Герасим.
Будучи монахом Герасим трудился на строительстве храма и келий (жилищ монахов) нового, основанного преподобным Даниилом Троицкого монастыря, изготавливал и чинил обувь, рубил дрова, молол зерно и т. д. Он во всём слушался преподобного Даниила, очень много молился, строго постился, ограничивал себя в желаниях, чтобы бороться со страстями и спасти свою душу.
Слава о подвижнической жизни преподобного Даниила достигла даже Москвы. Великий князь московский Василий III призвал к себе святого вместе с его учеником Герасимом, чтобы послушать наставления о спасении души.
Преподобный Герасим прожил в монастыре под руководством преподобного Даниила 26 лет. Затем он, стремясь к ещё более уединённой и строгой жизни, попросил своего наставника благословить его стать отшельником. Подвижник ушёл в дремучие леса Смоленской земли и поселился под Дорогобужем. Жизнь в таком месте была полна опасностей: здесь было много диких животных, ядовитых змей, а также разбойников. Последние не раз нападали на преподобного Герасима, а святой, как написано в его житии, кротко сносил побои и молился о спасении обидчиков. Питался святой дарами леса, а также хлебом, который клали добрые люди в подвешенный Герасимом на дереве кузовок. В житии преподобного описана очень интересная ситуация. Часто хлеб, предназначенный для отшельника, брали другие люди, и «впоследствии явился у него сторож его кусочков — ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклёвывал глаза и обращал их в бегство». Это напоминает ветхозаветную историю о том, как посылаемый Богом ворон кормил в пустыне пророка Илию.
Отшельник, или пустынник, — человек для более тесного общения с Богом поселившийся в уединении и отказавшийся от общения с людьми, миром.
Через какое-то время преподобный Герасим «по особому ведению (знанию)» пришёл на Болдину гору под Дорогобужем, где впоследствии основал Троицкий монастырь. Местные жители сначала приняли монаха в штыки: они думали, что это какой-то бродяга, и ожидали от него только плохого. Некоторые из них даже избили ни в чём не повинного человека. Затем святого отвели в Дорогобуж на суд к наместнику. В это время в городе находился посланник Василия III, который узнал преподобного Герасима. Поняв, что «бродяга» оказался знакомым самого великого князя, наместник попросил у преподобного прощения, разрешил ему остаться жить на выбранном месте и даже дал средства на строительство монастыря.
1. Расскажите о начале монашеского пути преподобного Герасима Болдинского.
2. С какими трудностями сталкиваются люди, решившие вести отшельнический образ жизни?
3. Как вы думаете, что помогало преподобному Герасиму переносить трудности и скорби?
2. Строитель монастырей
Прослышав о подвигах и мудрости святого Герасима, к нему начали приходить желающие научиться монашеской жизни. В 1528 г. преподобный Герасим получил разрешение московского князя на основание монастыря. Через два года были построены храм во имя Святой Троицы и кельи для монахов.
Жизнь преподобного была живым примером для собравшихся в обители. Днём он всё время трудился: участвовал в строительстве, работал на мельнице и в пекарне, готовил для монахов еду, стирал одежду, ухаживал за больными и непрестанно молился. Ко всем он был внимателен и относился с любовью. Большую часть ночи он молился. Спал святой мало — стоя или сидя.
Иногда преподобный Герасим покидал Болдинский монастырь и искал уединения. Но и на новых местах люди нуждались в его советах и поддержке. Снова к нему стекались желающие вести монашеский образ жизни. Так преподобным были основаны новые монастыри: Иоанно-Предтеченский монастырь в Вязьме (1542), Свирколуцкий Богородицкий монастырь (1540-е гг.), Жиздринский Троицкий монастырь (1547). Во всех основанных монастырях преподобный Герасим ставил настоятелями своих учеников, а сам возвращался в Болдинский монастырь.
К сожалению, до наших дней сохранились только два из основанных преподобным Герасимом Болдинским монастыря — Троицкий Герасимо-Болдинский и Иоанно-Предтеченский. Последний с 1995 г. по предложению бывшего в то время митрополитом Смоленским и Калининградским Кирилла (ныне патриарх) стал женским монастырём.
1. Какой образ жизни вёл святой Герасим в основанном им Троицком монастыре? Какой образ жизни вёл святой Герасим в основанном им Троицком монастыре?
2. Как вы думаете, что привлекало людей в преподобном Герасиме, в образе его жизни?
3. Каким качествам личности Герасима Болдинского вы хотели бы подражать?
3. Обретение мощей святого Герасима Болдинского
Преподобный Герасим преставился (скончался) 1 мая (14 мая по новому стилю) 1554 г. на 65-м году жизни. Он был похоронен в Троицком соборе Болдинского монастыря, в приделе во имя святого Иоанна Богослова.
Ещё при жизни преподобный Герасим Болдинский приобрёл широкую известность и славу. Вскоре после смерти он стал почитаться как местночтимый святой. К месту его захоронения всегда стекались богомольцы. В 1920-е гг. советская власть, пропагандировавшая атеизм (отрицание существования Бога и всего сверхъестественного), проводила кампанию по борьбе с почитанием мощей (останков) святых. В рамках этой кампании было вскрыто предполагаемое захоронение преподобного Герасима. Найденные останки были перезахоронены вне монастырских стен. Однако, как показали дальнейшие исследования, обнаруженный в советское время саркофаг не был гробом преподобного. Это было более позднее захоронение кого-то из братии монастыря. А мощи святого Герасима должны были находиться гораздо глубже.
В 2001 г. в Троицком соборе в результате раскопок на глубине трёх метров было обнаружено захоронение XVI в. В нём даже сохранилась кожаная обувь, а ведь святой владел сапожным мастерством.
Так что не вызывает сомнений, что это мощи преподобного Герасима Болдинского.
Святые мощи теперь хранятся в восстановленном Свято-Троицком соборе монастыря, а день их обретения — 20 июля — празднует вся Православная Церковь, так как 3 февраля 2016 г. решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви преподобный Герасим Болдинский был канонизирован для общецерковного почитания.
В 2012 г. на территории Вознесенской церкви Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря был установлен памятник преподобному Герасиму Болдинскому. Автор памятника— известный белорусский скульптор Игорь Чумаков. Такой же памятник (точная копия) открыт в том же году и в Калининграде во дворе храма преподобного Герасима Болдинского.
Объясните, какое значение для православных христиан имеют мощи святых.
1. Какие монастыри были основаны преподобным Герасимом? Какие из основанных им монастырей сохранились до наших дней?
2. Нарисуйте карту с маршрутами преподобного Герасима из Болдинского монастыря.
3. Опираясь на информацию § 5–6, объясните эпиграф к теме из «Жития Герасима Болдинского».
4. Напишите сочинение-повествование о трудах и подвигах Герасима Болдинского по строительству монастырей.
5. Подготовьте сообщение с презентацией на тему «Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского» с использованием дополнительных источников.