§ 11–12. Первые смоленские святые (XI–XIII вв.)

Идеалом нашего народа стала святость, она была национальной идеей, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись все — и князья, и бояре, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Собор смоленских святых — группа святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была связана с территорией Смоленской епархии: родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия в других землях.

Собор смоленских святых. Икона.
На иконе представлены 22 смоленских святых. Слева от иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии изображены: (первый ряд) святой страстотерпец кн. Глеб; святой преподобный Николай Японский; святитель Игнатий, епископ Смоленский, чудотворец; святой Питирим Тамбовский; святой Симеон, митрополит Смоленский; (второй ряд) святой Меркурий, епископ Смоленский; святой преподобный Герасим Болдинский; святой преподобный Симон, архимандрит; (третий ряд) святой преподобный Прохор, святой кн. Глеб Всеволодович. Справа изображены: (первый ряд) святой кн. Давид; святой кн. Константин; (второй ряд) святой мученик Меркурий Смоленский, воин; святой преподобный Авраамий; святой кн. Андрей; святой кн. Феодор; святой благоверный кн. Ростислав; (третий ряд) святой преподобный Ефрем Смоленский; святая мученица Иулиания, кн. Вяземская; святой мученик кн. Симеон Вяземский; (четвертый ряд) святой преподобный Аркадий Вяземский; святой кн. Михаил Федорович.

Празднование в честь Собора смоленских святых было установлено в 1983 г. и впервые включено в Православный календарь Русской Церкви в 1986 г. В данных параграфах мы познакомимся с наиболее известными святыми Смоленской земли XI–XIII вв.

1. Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. До них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства — страстотерпчество.

Святые князья Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 г. на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за великокняжеский престол. Борис и Глеб не претендовали на княжение в Киеве, не участвовали в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком. Но Святополк приказал убить братьев как возможных претендентов на киевский престол. Сначала погиб князь Борис, а потом и его младший брат Глеб был убит на стоянке у реки Смядыни, рядом со Смоленском. Они перед смертью простили Святополка и своих убийц и кротко приняли мученическую смерть. За это преступление Святополк получил в народе прозвище Окаянный. Это прозвище образовано от имени первого братоубийцы в истории — Каина, который также из зависти убил своего младшего брата Авеля.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах — знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказании о Борисе и Глебе» Иакова Черноризца и «Чтении о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» преподобного Нестора Летописца.

В 2015 г. праздновалось 1000-летие со дня преставления равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси и 1000-летие со дня страстотерпческой кончины его сыновей Бориса и Глеба.

Патриарх Кирилл на месте мученической кончины князя Глеба сказал:

«Чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воины, люди мужественные и сильные. Они воспитывались в семье князя в атмосфере воинской доблести, в готовности сражаться и идти на смерть. Но они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнётся междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол, и сколько же христианской крови прольётся тогда от рук христианских воинов! Чтобы не допустить этого беззакония, они приносят себя добровольно в жертву, тем самым действительно выводя на какое-то время Русь из междоусобной брани. И мы знаем, что возмездие всё-таки придёт: старший брат, Святополк, погибнет, и в Киеве воцарится другой брат, Ярослав, получивший прозвище Мудрый».

Высокому духовному подвигу русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба посвящено одно из лучших стихотворений замечательного поэта Бориса Чичибабина (1923–1994) «Ночью черниговской…», которое называют «словесной иконой».

Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник
бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

1977

Прежде чем обратиться к глубокому содержанию этого стихотворения, давайте внимательно рассмотрим икону святых Бориса и Глеба.

https://www.icon-art.info/
Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. XIV в.

Князья-страстотерпцы изображены в виде воинов, скачущих на конях. В правой руке у каждого князя длинное копье с небольшим знаменем. Младший брат Глеб смотрит на старшего брата Бориса, как бы советуясь с ним и готовясь повторить его жертвенный подвиг. Они плывут над крутыми уступами горок, устремленных в небо. В правом верхнем углу – изображение благословляющего братьев Иисуса Христа.

Стихотворение Б. Чичибабина — вдохновенный гимн жертвенной любви и мученичеству за веру.

Ответим вначале на вопросы, которые остаются после прочтения стихотворения.

Почему «лошадки Бориса и Глеба» скачут «черниговской ночью»? В честь святых Бориса и Глеба были построены храмы во многих городах Руси, в том числе и в Чернигове. По всей видимости, после посещения поэтом этого храма и возник образ «черниговской ночи».

Кто такой «художник по имени Леха»? Это один из близких друзей Б. Чичибабина, художник, актер и музыкант Алексей Пугачев, который хотел написать копию иконы Бориса и Глеба.

Выясните в словарях значение непонятных вам слов.

Найдите в тексте стихотворения слова, в которых поэт пишет о Господнем благословении князей на жертвенный духовный подвиг.

Используя выступление патриарха Кирилла на месте гибели князя Глеба, объясните стихотворную строку «чад упасая от милостынь братских».

Как вы думаете, почему поэт написал, что святые Борис и Глеб скачут по «кручам Синая» горы на Синайском полуострове в Египте, где, согласно Библии, Бог явился пророку Моисею и дал ему Десять заповедей — Закон Божий как основу для нравственной жизни ветхозаветного Божьего народа?

Почему лошадки братьев Бориса и Глеба скачут, «ни колоска под собой не сминая»? Как вы понимаете этот образ?

1. В чём заключается подвиг страстотерпцев? Почему святые князья Борис и Глеб не оказали вооружённого сопротивления Святополку?

2. Напишите мини-сочинение на тему «Духовный портрет князей Бориса и Глеба». В качестве опорных слов и словосочетаний используйте следующие: правдивость, доверчивость, нестяжание, презрение к земным благам, доброта, сердечность, щедрость, надежда на Бога, кротость, великое смирение, любовь к Богу и ближнему (в том числе к врагу).

2. Святой мученик Меркурий Смоленский

Святой мученик Меркурий Смоленский. Фреска Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.

Меркурий Смоленский — один из самых известных защитников нашей родной земли, покровитель Смоленска.

Из жития Меркурия Смоленского мы узнаём, что в 1239 г. полчища ордынцев, захватившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах (26,7 км) от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Явившаяся Меркурию Пресвятая Богородица велела ему сразиться с врагом и обещала Свою помощь. Воин той же ночью отправился во вражеский стан в Долгомостье. Там он сразился с вражеским полчищем, истребив множество монголов и обратив их в бегство. Однако сам Меркурий в этом бою погиб. Так, благодаря жертвенному подвигу святого Смоленск не был захвачен монголами.

Фото В. В. Завадкина
Сандалии мученика Меркурия. Смоленский Успенский кафедральный собор.

1. Актуален ли в наши дни подвиг святого воина Меркурия Смоленского? Аргументируйте свой ответ.

2. Как вы понимаете слова из Евангелия от Иоанна «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»? Можно ли их отнести к подвигу святого Меркурия Смоленского?

3. Чему можно научиться, следуя примеру Меркурия Смоленского?

3. Святой преподобный Авраамий Смоленский

Преподобного Авраамия Смоленского называют первым просветителем Смоленщины. О его жизни нам известно из жизнеописания, написанного учеником преподобного.

Авраамий родился в середине ХII в. в Смоленске, в богатой семье. Интересно, что родители, у которых уже было 12 дочерей, долго молились Богу о рождении сына.

С детства Авраамий был очень любознательным и благочестивым. Он усердно учился в школе при монастыре, часто посещал церковь.

Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. После их смерти преподобный раздал всё имущество монастырям, церквам и бедным. Он принял монашеский постриг в монастыре Пресвятой Богородицы недалеко от Смоленска, на месте Селище. Сегодня это деревня Богородицкое.

Проходя в монастыре различные послушания, преподобный занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. В 1198 г. Авраамий, по решению игумена, принял священнический сан. К этому времени преподобный жил и трудился в монастыре более тридцати лет. Став священником, он каждый день совершал Божественную литургию, исповедовал и наставлял не только братию монастыря, но и мирян. Авраамий обладал даром красноречия, он умел убедить людей в необходимости борьбы с грехами, покаяния и соблюдения заповедей, данных Богом.

В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, несоблюдение которых приводит к губительным последствиям. Грех — это нарушение законов духовного мира, главным из которых является закон любви к Богу и людям.

Покаяние — это осознание человеком своих грехов перед Богом и решимость изменить свою жизнь, чтобы не повторять их в дальнейшем. Тема греха и покаяния является одной из ключевых в русской культуре, её доминантой. К этой теме обращались и обращаются поэты, писатели, художники, скульпторы, музыканты.

Назовите известные вам художественные произведения, в которых находит отражение данная проблема.

Эта тема находит свое отражение и в пословицах и поговорках русского народа. Грех сладок, а человек падок. Грешить легко — трудно каяться. Всякая неправда — грех. Огня без дыму, человека без греха не бывает. Лишь тот свят, кто с креста снят. Неси в храм покаяние и подаяние. И рад бы в рай, да грехи не пускают. Повинную голову меч не сечет. Ошибайся, да сознавайся. И конь спотыкается, да поправляется.

Признание — половина исправления. Умел грешить — умей каяться. Сумел завязать, сумей и развязать. Кайся, да опять за то не принимайся.

Какие пословицы и поговорки о грехе и покаянии вы можете добавить к перечисленным?

Как вы понимает пословицу «Лишь тот свят, кто с креста снят»?

Подготовьте аргументирующую речь, положив в ее основу наиболее понравившуюся вам пословицу.

Вскоре Авраамий стал широко известен. Это вызвало зависть братии, а затем и игумена, и преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. Здесь преподобный Авраамий продолжил дело духовного просвещения смолян. Жители города очень почитали его и толпами стекались послушать его проповеди. Но некоторым горожанам и представителям духовенства не давала покоя слава преподобного. Они обвинили его в распространении ересей и настояли на суде. Авраамию запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь.

В это время случилась страшная засуха, которую смоляне восприняли как Божие наказание за неправедное осуждение Авраамия. Лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю.

Спустя некоторое время смоленский епископ Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил настоятельство в нём преподобному Авраамию. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал новых монахов очень разборчиво, поэтому в его монастыре было только 17 братий.

Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., прожив в иночестве 50 лет. День памяти преподобного Авраамия Смоленского празднуется 3 сентября.

Ученик Авраамия, преподобный Ефрем, после его кончины создал «Житие Авраамия Смоленского», которое стало первым произведением, отличным от «княжеских житий», где главный герой не князь, и не воин, а выдающийся духовный деятель из «рядовых» русских монахов.

Современные смоляне свято чтут память об Авраамии Смоленском — богослове, проповеднике покаяния, писателе, переводчике, иконописце, издателе рукописных книг и просветителе. С 2003 г. в Смоленске проводятся ежегодные «Авраамиевские чтения», а с 2016 г. — ежегодная международная конференция «Авраамиевская седмица», участниками которой являются учёные, педагоги, богословы, священнослужители и представители интеллигенции, заинтересованные в духовном возрождении нашего Отечества.

Памятник преподобному Авраамию Смоленскому. Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь г. Смоленска. Скульптор В. С. Гращенков. 2014 г.

1. Расскажите о преподобном Авраамии Смоленском по следующему плану:

  1. Детство и юность.
  2. Монашеская жизнь.
  3. Проповедник покаяния.
  4. Гонения на преподобного и его оправдание.
  5. Архимандрит Авраамий — настоятель монастыря.

2. Как смоляне чтят память преподобного Авраамия Смоленского?

1. Дайте определение понятия «Собор смоленских святых».

2. Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору): «Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб», «Святой мученик Меркурий Смоленский», «Святой преподобный Авраамий Смоленский». Объясните свой выбор.

3. Вспомните содержание сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Как раскрывается в ней тема греха и покаяния?

4. Подготовьте презентацию на тему «Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь».